Диалектика абсолютной свободы в летающей скульптуре «Franchise Freedom»

Источник: http://www.studiodrift.com/

Свобода базовая человеческая ценность. Только будучи свободным, человек может быть счастливым. Однако достигать счастья и бороться за свободу человек может только в обществе, которое и устанавливает рамки того, где кончается свобода одного человека и начинается свобод другого. Однако эти границы устанавливаются не только уголовным кодексом, но и культурно-ценностными ориентациями общества, в котором действует человек. Противоречия между заданными ценностями и собственными желаниями, внешний контроль общества и самоконтроль личности делают ли свободу иллюзорной? Ответы на эти вопросы ищут не только философы, но и люди искусства.

Современный философ М. С. Кальней исследуя дихотомию личность-общество определяет свободу как права личности действовать по собственному усмотрению, самостоятельно определять свои жизненные цели и позиции, нести за них ответственность – т. е. свобода определяется как отсутствие внешних ограничений, прежде всего со стороны общества и государства. Кальней также указывает, что при этом обратной стороной свободы личности от обязательств перед обществом является деконструкция механизмов социальной поддержки [2, с. 117]. Один из механизмов реализации социальной поддержки является внешний контроль над личностью. Однако наряду с внешним контролем существуют и более тонкие механизмы подержания социальных структур общества. В таких случаях индивид следует своим желаниям, влечениям, сам ставит себе цели и творческие задачи, но его мотивации сформированы в обществе путем перформативного следования социально-одобряемым образцам поведения, которые задаются медиа, индустрией развлечений, сетевым общением [1]. В силу этого деятельность индивида поддерживает социальные структуры, не разрушая их. Эта диалектика свободы проявляется в разных феноменах современной культуры и произведений современного искусства.

Ярким примером преломления противоречий которые диктует личная свобода индивидуума, является творчество голландской студии DRIFT. В их работах реализуется новый подход к проблеме свободы человека и контроля в информационном обществе.

Студия DRIFT была основана в 2007 году выпускниками Академии дизайна в Эйндховене Лоннеке Гордайн и Ральфом Наута. Работы их занимают уникальное место на стыке таких дисциплин, как техническое искусство, перформанс и биодизайн.

В своих проектах голландские дизайнеры изучают алгоритмы природных явлений и с помощью современных технологий переводят эти данные в поэтический, медитативный опыт. Для реализации своих творческих идей студия DRIFT сотрудничает с учеными, программистами, инженерами и другими специалистами из сферы точных наук.

Рассмотрим летающую скульптуру «Привилегия свободы» – «Franchise Freedom» как произведение искусства, наиболее ярко иллюстрирующий дихотомию свобода-общество.
Скульптура «Привилегия свободы» – это, пожалуй, самый сложный проект студии DRIFT на сегодняшний день. В течение десяти лет художники работали над тем, чтобы смоделировать поведение стаи птиц с помощью технологий. Премьера проекта состоялась в отеле Faena во время фестиваля Art Basel Miami Beach в 2017 году [7].

Вот как описывает увиденное журналистка Мария Дидеро: «Рой дронов летел над Атлантическим океаном: радиоуправляемая стая, ее фантастический, но реальный и заслуживающий доверия танец, воссоздал полет птиц, когда они вместе двигаются в небе…». По мнению Марии Дидеро авторам удалось возвысить свои крылатые машины до существ могущих чувствовать, подобно людям [5].
Итак, скульптура «Привилегия свободы» состоит из сотен беспилотников, имитирующих полет стаи птиц. Каждый беспилотник представляет собой дрона с источником света внутри. Их полет создает непрерывно меняющийся художественный объект в небе, которое таким образом превращается в художественное пространство. Чтобы создать работу «Привилегия свободы», студия DRIFT изучила естественные схемы полета скворцов и перевела их в программное обеспечение, специально разработанное и встроенное в дроны. Дроны руководствовались специально созданным алгоритмом, который одновременно допускает как индивидуальный выбор, так и движение всей группой. Инновационная технология позволила создать в небе трехмерное изображение, которое можно рассматривать под разными углами. Движение дронов сопровождалось музыкой, написанной и исполненной композитором Джоупом Бевингом.

О том, как возникла идея создания проекта, его авторы Лоннеке Гордайн и Ральф Наута рассказали журналистке Марии Дидеро: «Наше увлечение началось с наблюдения за скворцами. Нас восхитила красота поведения стаи, но затем возникли вопросы. Почему эти птицы ведут себя так, что ими движет? Мы рассматривали птиц как символ свободы, но, проводя с ними больше времени, глядя на их скопления, мы начали задаваться вопросом, действительно ли они свободны? Ведь каждая птица должна мгновенно реагировать на движения всех своих соседей, чтобы находиться в стае….» [5]. Действительно, способность летать и не подчиняться гравитации – это лучший способ быть свободным. Но в то же время поведение стаи во многом определяется всевозможными правилами. Так Наута сравнил поведение птиц в полете с коллективным разумом [4].

По замыслу авторов произведение «Привилегия свободы» как раз и должно демонстрировать противоречие между индивидуальной свободой и безопасностью. «Произведение искусства представляет собой поэтическую иллюстрацию того, как мы, люди, стремимся жить автономно в обществах, определенных правилами и соглашениями. Хотя шаблоны кажутся случайными, и впечатление от такого роя может напоминать нам о свободе, поведение этих птиц полностью организовано и подчиняется многим правилам и инстинктам выживания… Если бы каждая птица действовала самостоятельно, результатом был бы полный хаос. Как и птицы, люди находят безопасность в группе, и в то же время они вынуждены действовать в соответствии с набором правил, по которым функционирует общество. Тот, кто выбирает полную индивидуальную свободу от этих правил, вынужден действовать вне общества. Каков идеальный баланс между двумя этими понятиями? Является ли свобода иллюзией?» – задаются вопросом авторы проекта [6].

При этом сами так отвечают на вопрос, является ли свобода иллюзией. «Конечно, свобода не так проста. Если вы внимательно посмотрите на стаю, вы увидите, что отдельные птицы на самом деле не двигаются свободно. Они находятся в постоянном контакте с другими птицами и должны следовать ряду правил, чтобы избежать сбоев или полного хаоса. То же самое с людьми. Во многих отношениях мы стремимся к свободе; на работе, в личной жизни, но мы не можем жить свободно, потому что являемся частью общества с набором правил. Абсолютная свобода – иллюзия как для природы, так и для человека», – говорит Леоннеке Гордайн [3].

Деятели искусства задались целью показать, что такое абсолютная свобода, которую они понимают как следование субъекта своему сиюминутному желанию и стремлению. Они показали, что такая свобода в обществе иллюзорна. Однако так понятая свобода не является подлинной свободой человека, следование каждому спонтанно возникшему желанию делает человека игрушкой инстинктов, не освобождает, а порабощает его. Человек живет в обществе, от общества он получает свои идеалы и ценности, в соответствии с ними человек ставит свои цели и выбирает методы их достижения. И в этой целенаправленной деятельности и проявляется подлинная человеческая свобода, которая, таким образом, возможна только в обществе.

Литература
1. Ищенко Н. С. Перформация как стратегия управления в обществе постмодерна [Электронный ресурс] // Материалы круглого стола «Развитие современного мира от индивидуальной свободы к свободе всеобщей». 13.03.2019 г. Москва, Центр этики и эстетика Русского мира. URL: http://russduh.ru/publikacii/performaciya_kak_strategiya_upravleniya
2. Кальней М. С. Идеал свободы и характер его влияния на проблемы взаимодействия личности и общества // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 4 (8). С. 117-122.
3. Botz А. Studio Drift are advancing AI technology in the arts by simulating nature [Electronic resource] // FvF Productions. 16.01.2018. URL: https://www.freundevonfreunden.com/interviews/studio-drift-are-advancing-ai-technology-in-the-arts-by-simulating-nature-and-its-not-as-simple-as-it-sounds/
4. Boucher B. A. Swarm of Drones Is Performing a High-Tech Version of the Flight of the Starlings at Art Basel [Electronic resource] // Artnet News. 6.12.2017. URL: https://news.artnet.com/art-world/drones-art-basel-miami-beach-1168901
5. Didero M. C. Studio Drift: dream big and think of the improbable [Electronic resource] // Domus. 25.01.2018. URL: https://www.domusweb.it/en/design/2018/01/25/studio-drift-dream-big-and-think-of-the-improbable.html
6. Drift: FRANCHISE FREEDOM: an aerial sculpture by studio drift [Electronic resource] / Drift. URL:http://www.studiodrift.com/work/#/franchise-freedom/
7. Nayeri F. In Miami. It’s a Bird. It’s a Plane. It’s … a Flock of Drones? [Electronic resource] // The International New York Times. 5.12.2017. URL: https://www.nytimes.com/2017/12/05/arts/flock-of-drones-art-basel.html

Заславская, Е. А. Диалектика абсолютной свободы в летающей скульптуре «Franchise Freedom» [Электронный ресурс] / Е. А. Заславская // Материалы круглого стола «Справедливое жизнеустройство как основа осуществления подлинной свободы». 16.05.2019 г. – Москва, Центр этики и эстетики Русского мира. – Режим доступа : http://russduh.ru/publikacii/dialektika_svobody_v_letayuschei_skulpture

Оставьте отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *