Майдан. Заклятье уицраора

Вчера моя подруга Т.Х. попросила меня  прокомментировать события в Украине швейцарской газете «Aarauer Zeitung» . Я бы  так и оставила  свой комментарий за рамками блога, как многое из того, что происходит, но не находит отражения в стихах, но сегодня утром в частной беседе узнала, что «с заславской скоро все здороваться перестанут».  И дабы окончательно прояснить свою позицию публикую этот комментарий.

Так же хочу заметить, что мнение это частное и никакого отношения к деятельности общественной организации СТАН не имеет.  По вопросам позиционирования организации обращайтесь к ее руководителю Ярославу Минкину.

***

Майдан всколыхнул украинское общество и поставил его на грань гражданской войны. В моем окружении есть люди, которые поддерживают и ту, и другую стороны. Даже в семье мы с мужем не сошлись во мнениях, что лучше для Украины. Страсти накаляются.

Недавно после просмотра видео на ютубе мой супруг предложил мне выйти голой на мороз, чтобы на своей шкуре ощутить, что чувствует повстанец, когда «Беркут» издевается над ним. А я всего лишь высказала сомнение в подлинности видео.

Я не доверю украинским СМИ, освещающим события на Майдане. Я отслеживаю новости по френд-ленте в ФБ (там у меня представлены обе стороны), а атмосферу прекрасно передают фоторепортажи российского журналиста Ильи Варламова. Слишком много в СМИ манипуляций, передергиваний, откровенных провокаций и «сливов», которые видны невооруженным глазом. Если на Майдане люди готовятся к войне, то в интернете уже давно идет настоящая информационная война, в которой все средства хороши. Критик и теоретик современного искусства, анархист Олег Киреев в «Поваренной книге медиаактивиста» пишет о постепенном проникновении Спектакля в жизнь: «от конструирования картинок до конструирования самой реальности, управления событиями. «Режиссирование истории» — вот лозунг нового тренда политтехнологий».

Примечательно, что ненасильственный протест, разыгранный по технологиям Джина Шарпа, обратился в Украине в противостояние с коктейлями Молотова и избиениями. Майдан, который появился из-за стремления в Европу, как лакмус, показал все украинские болевые точки и проблемы, показал насколько Украина готова/не готова к тому, чтобы жить по европейским законам.

Я не поддерживаю Майдан, хотя мне и близки некоторые требования повстанцев и понятны причины, толкнувшие людей на площадь. Я горжусь, что наш народ способен на протест, но мне противно, что сейчас тон в этом протесте задают правые националисты. Сторонники евроинтеграции не знают или не хотят знать, что масса людей не поддерживает их точку зрения, что для многих украинцев нынешняя власть не сакральна, как пытаются они представить, а просто легитимна.

Сейчас «Майдан» стал «брэндом», который является «маяком в мире морального хаоса и обломков привычных ценностей» («Поваренная книга медиаактивиста»). За 22 года независимости Украина так и не родила единую ценностную модель, или, если хотите, национальную идею. Сейчас эти противоречия дают себя знать.

Люди стали оценивать друг друга не по поступкам, а по принадлежности к брэнду. Мне больно, когда жителей Востока Украины выставляют в глазах всего мира людьми второго сорта. «Вы не за Майдан?» – тогда вы – быдло, «титушки», население, рабы! А мы – герои, мы – народ, мы – творим историю», — вот месседжи, которые транслируют участники Майдана.

Я не хочу, начинать свой день со сводки сколько погибло моих соотечественников, и что решила оппозиция и власть. Я хочу работать, писать стихи и сказки. Мне не интересен их Спектакль.

Мой друг поэт Александр Сигида (младший) был на Майдане 23 ноября, когда все только начиналось. Пожалуй, я процитирую небольшой отрывок из его рассказа.

«Толпа прыгала под речёвку Хто нэ скачэ той москаль. На сцену вышел кобзарь, Денис Компанийченко. Он напоминал, скорее Гоголя и Сковороду одновременно. Под колёсную лиру он исполнил De libertate а затем произнёс речь…
Мы – нащадкы Йафета! Мы не сыны Хама! Бо сказано – Sim ore, Ham labore, Iaphet rege et protégé! Сэмит молыться, Хам працюе, Иафэт править и захищае!
Из какого средневекового фолианта Компанийченко вытащил Сарматскую теорию? Ведь эта формула – это семнадцатый век, когда шляхте понадобилось солидное, древнее обоснование своего политического, сексуального и экономического господства над восточными славянами.
Умирают ли старые теории? Или, в самом деле, идеи бессмертны? Старые формулы – ждут своего часа, когда чернокнижник, так похожий на Гоголя и По снова вернёт им жизнь?
Андреев писал об уицраорах – демонах со щупальцами, каждый из которых отвечает за определённое государство. В ту ночь, какого демона заклинал готический кобзарь? Возродился ли старый польский демон? Или в ту ночь, наконец, отпочковался новый, украинский уицраор?
Давай придумаем ему имя!
А потом, когда демон обретёт имя, мы подумаем, как с ним бороться».

Я же молюсь, чтобы демоны отступили.

4 thoughts on “Майдан. Заклятье уицраора”

  • Просто бальзам на душу…Что-то такое подспудно чувствовала с самого начала этого явления «Майдан», но не смогла так четко и правильно сформулировать. Спасибо. Теперь все точки над «И» поставлены. Я не одинока в своих взглядах . Уже легче!

  • Тимофей says:

    ты знаешь Елена я похоже тебя не распознал что бы тебе раньше так а то по бродски по скотстки
    хорошо излагаешь наша позиция именно такова

Leave a Reply to admin Cancel Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *