Образ реки забвения в стихотворении Елены Заславской «Платоники. У берега Леты»

Русская поэзия часто является пространством воплощения философских смыслов. Одним из универсальных культурных архетипов является переживание смерти, которое осмысляется и воплощается в мифологемах всех культур, созданных человечеством. Мифологема смерти по-разному воплощалась в русской поэзии в разные исторические моменты. В ходе войны в Донбассе русская поэзия актуализирует универсальные культурные архетипы в новой исторической ситуации. В настоящее время в русской литературе военного Донбасса универсальная мифологема смерти реализуется в образной форме в поэзии луганской поэтессы Елены Заславской. В стихотворении «Платоники. У берега Леты» Елена Заславская использует образ реки забвения, о которой пишет Платон в Х книге «Государства».
Сохранение платоновских образов в художественной литературе на русском языке осуществляется в рамках трансляции русской культуры. Трансляция культуры представляет собой неотъемлемый элемент социализации личности, которая реализуется разными способами. Одним из видов социализации является традиции, которая передает социокультурный опыт с помощью таких механизмов как инициация, обычай, привычка, ритуал, церемониал, обряд и мистерия, таинство. Другими видами социализации будет научное, художественное, религиозное, философское и мифологическое творчество, институализированное воспитание и образование, взятые в аспекте передачи современного социокультурного опыта и культурной памяти.
В аспекте коммуникативного анализа трансляция культуры представляет собой социальную коммуникацию, посредством которой осуществляется движение смыслов во времени. Такая коммуникация называется коммуникационно-временной, диахронической или мнемической деятельностью. Коммуникация характеризуется субъектами коммуникации (коммуникант и реципиент), а также каналом коммуникации. Под каналом коммуникации понимается реальная или воображаемая линия связи, по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. Поэзия выступает как художественный канал коммуникации, позволяющий передать читателю информацию в образной форме.
При движении культурных смыслов по каналам коммуникации в процессе трансляции культурной памяти ценностная система неизбежно трансформируется. Эта трансформация представляет собой неизбежный и закономерный процесс, так как условием существования и культуры, и человека является перманентное обновление знания и создание новых проблемных ситуаций. В этом многообразии залог устойчивости системы. Рассмотрим трансформацию образа Леты из диалога «Государство» в стихотворении Елены Заславской «Платоники. У берега Леты».
Диалог «Государство» – один из самых больших и сложных диалогов Платона. Основная тема диалога – справедливость. В диалоге рассматривается реализация справедливости на разных уровнях: на личностном и на государственном. Также немаловажную роль играет тема справедливого посмертного воздаяния, о котором говорит Сократ в Х книге. Судя по упоминанию битвы при Мегарах, беседа происходит уже после 408 года до н. э., перед самой политической катастрофой – поражением Афин в Пелопонесской войне и установлением проспартанской тирании Тридцати. Политический кризис этого периода привел к гражданской войне, среди бурных страстей которой состоялся суд над Сократом и его осуждение на смерть. Тема смерти и справедливого воздаяния раскрывается не только в рассуждениях персонажей, но и в драматической ситуации самого диалога.
Сократ пересказывает видение Эра, человека, который пришел в себя от глубокого сна на погребальном костре, когда его собирались хоронить, и рассказал, что он видел в загробном мире. Эр видел, как души в Аиде выбирают свой жребий – где и кем они должны будут родиться в новой жизни. После этого «они все вместе в жару и страшный зной отправляются на равнину Леты, где нет ни деревьев, ни другой растительности. Уже под вечер они располагаются у реки Амелет, вода которой не может удержаться ни в каком сосуде. В меру все должны были выпить этой воды, но, кто не соблюдал благоразумия, те пили без меры, а кто ее пьет таким образом, тот все забывает. Когда они легли спать, то в самую полночь раздался гром и разразилось землетрясение. Внезапно их понесло оттуда вверх в разные стороны, к местам, где им суждено было родиться, и они рассыпались по небу, как звезды».
Река Лета, дарующая забвение, отождествляется Веригилием с рекой Амелет, уносящей заботы. Блаженство посмертного существования заключается в том, чтобы забыть о земных треволнениях и невзгодах. Потеря памяти рассматривается как непременное условие нового воплощения на земле: душа не должна помнить ни своей прежней жизни, ни своего выбора. Если человек прожил жизнь настоящего философа, любил мудрость и заботился о справедливости, то в царстве Аида, на берегу Леты он сделает правильный выбор, выберет себе новую жизнь, в которой сможет по-прежнему искать истину и соблюдать справедливость. Если же душа отравлена совершенным на земле злом, человек выберет себе судьбу тирана, погрязшего в чувственных удовольствиях, которые не позволяют созерцать вечные идеи и тем самым лишают душу самого главного, ради чего стоит жить.
Стихотворение Елены Заславской создано в 2020 году в Луганске, в ситуации идущей несколько лет братоубийственной войны. Цитата «Мертвые сраму не имут» заставляет вспомнить князя Святослава Игоревича, который произнес эти слова в войне с ромеями. В то же время в христианской культуре Руси эти слова стали крылатыми как описание честной смерти воина в битве. Таким образом, персонажи стихотворения находятся в том самом контексте, в котором действовали персонажи диалога «Государство». В стихотворении сохранен платоновский топос: в загробном мире души пьют воду из реки, которая дарит забвение и отбирает память. У Платона на берегу Леты невыносимо жарко, в современном стихотворении сохранена эта черта: «Губы потрескались и пересох язык».
Вода в реке ледяная. Она смывает память. Потеря памяти рассматривает как потеря самого важного в жизни – как потеря любви. Если Сократ призывает любить мудрость и справедливость, для героев стихотворения «Платоники. У берега Леты» конституирующим чувством, сохраняющим личность, оказывается тоже любовь, но любовь к конкретному человеку.
Тема всеобъемлющего эроса, который проявляется на разных уровнях человеческой и космической жизни, является центральной в диалоге Платона «Пир». Там Сократ открывает перед слушателями своеобразную лестницу, по которой нужно подниматься к Благу: от любви к прекрасным телам через любовь к прекрасному самому по себе. На этом пути полностью исчезает личность. Любить конкретного человека для Сократа – самый первый уровень движения, начальная точка, а цель движения – любовь к безличному Прекрасному. Для героев же Заславской любовь – это не только способ сохранить личность, но и цель космического движения. В стихотворении, как и в христианском учении, любовь побеждает смерть, проявляясь как космическая сила, устрояющая мироздание, делающая мир осмысленным на всех его уровнях. В рассмотренной инверсии проявляется наследие христианской культуры, в рамках которой человеческая личность и ее спасение является наивысшей ценностью, условием и целью космических процессов.
Таким образом, стихотворение современной русской поэтессы выступает как художественный канал коммуникации, посредством которого транслируется платоновский образ Леты – реки царства мертвых, которая дарует забвение от тревог, что особенно актуально в пору смут и гражданских войн. В то же время забвение, которые для Платона выступает шагом на пути осуществления всемирной справедливости, в стихотворении Заславской решительно преодолевается. Сохранение памяти оказывается условием сохранения самоценной личности и любви, связывающей людей на всех уровнях мироздания. Так тема платоновская справедливости и забвения трансформируется в тему любви и памяти. В то же время центрированность поэтического образа на топосе Леты позволяет сохранить платоновские идеи о справедливости и любви в современном мире. Образная форма сохранения платоновского топоса реки забвения Леты обеспечивает постоянство идеи в процессе перманентного обновления знания и создания новых проблемных ситуаций в коммуникативно-временной деятельности носителей русской культуры. Итак, стихотворение «Платоники. На берегу Леты» транслирует и одновременно трансформирует платоновский топос в горизонте платоноской и христианской мысли, способствуя устойчивости русской культурной системы.

Нина Ищенко

PS

Редактор «Одуванчика» Нина Ищенко приняла участие в 8-й Московской международной Платоновской конференции, состоявшейся в Российском государственном гуманитарном университете 27 ноября 2020 года с докладом, в котором рассматривается трансформация образа Леты из диалога «Государство» в стихотворении Елены Заславской «Платоники. У берега Леты».  Скачать PDF статьи можно по ссылке. 

Елена Заславская 

«Платоники. У берега Леты»

Любить и помнить — это удел живых.
Мертвые сраму не имут.
Смерть внезапна, будто удар под дых.
Сбивает с ног. Делает нас другими.

Помни меня, даже если придётся забыть.
Там, за чертой. Там, у самого края
Губы потрескались и пересох язык.
Но вот река. И вода у неё ледяная.

Иди, искупайся в этой реке.
Хлебни воды, как молока из крынки,
Почувствуй: тает на языке
Имя мое, как льдинка.

В речной песок оседают сны.
Все поглощает река забвенья,
Фантомный образ мой все ж фонит
В районе солнечного сплетенья.

Когда же остынет и этот след,
Ты выйдешь в мир, чтоб искать ответы:
Узнать, как любовь побеждает смерть!
А может, смерти и вовсе нету.
2020

 

Оставьте отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *