Европеизация Лисичанска: фейковая канатная дорога

В прошлом номере «Казачьего вестника» мы писали о разрушенном содовом заводе и о попытках спасти край, не прекращая войну, а поднимая из катакомбных могильников древних террафоксов и восстанавливая бельгийское наследие Лисичанска.  Сегодня речь пойдет о еще одном проекте,  посвященном Лисичанску, в котором задействована уже Германия, а не только Украина.   Речь о канатной дороге между Лисичанском и Северодонецком, которой в действительности не существовало.

Как пишет издание «Немецкая волна» (DW),  весной 2019  года жителей Лисичанска и Северодонецка, расположенных на подконтрольной Киеву территории Луганской области, вдруг начали опрашивать на улицах о том, как они относятся к проекту построения канатной дороги между двумя городами. На улицах можно было увидеть билборды и наклейки с рекламой этого проекта под названием «Северный лис». На самом деле никакого проекта не было – все это было частью художественной акции, которую вместе разработали и реализовали немецкая художница швейцарского происхождения Сибилла Фойхт (Sibylle Feucht) и ее украинская напарница Маша Вареникова.

В интервью DW Сибилла Фойхт говорит, что идея выдуманной канатной дороги родилась у нее во время первого путешествия в Северодонецк и Лисичанск в октябре 2018 года. Тогда она познакомилась с краеведом, который нашел в архивах документы, свидетельствующие, что в 1964 году был сделан настоящий проект подобной канатной дороги, с тем отличием, что она вела из Лисичанска к берегу Северского  Донца. После бесед с  людьми мысктыням показалось, что Лисичанск и Северодонецк хоть и расположены недалеко друг от друга, но не имеют диалога.  Взяв в пример колумбийский город Медельин и столицу Боливии Ла-Пас мысткыни решили помочь лисичанам и северодончанам наладить диалог с помощью фейкковой канатной дороги.
Итак, проект был начат: были установлены рекламные щиты с изображением канатки,  создана Facebook-страница этой канатной дороги и аккаунт в Instagram. И… все! После чего были отчеты перед спонсорами этого безобразия.

«Было бы хорошо иметь возможность провести позже дискуссии с различными группами местного населения, чтобы посмотреть, как они восприняли эту метафору канатной дороги», – говорит Сибилла Фройхт.

Откуда деньги на метафору канатной дороги, спросит дорогой читатель и будет абсолютно прав! Сибилла отмечает, что подобные культурные проекты поддерживают разные структуры Европейского Союза и Британского совета.  В частности, немецкий Гёте-Институт и украинская общественная организация «Ґараж ґенґ» профинансировали несуществующую канатную дорогу из Лисичанска в Северодонецк.  

Зачем вливаются европейские деньги в фейковые канатные дороги Сибилла тоже пояснила: «…поддержка культуры и искусства происходит еще и потому, что эти сферы помогают укреплять гражданское общество и, таким образом, также демократические структуры, способные самостоятельно мыслить и действовать. Именно в этом контексте к культуре и искусству проявляется высокий интерес».

Демократические структуры, способные самостоятельно мыслить и действовать, в переводе с современного новояза на обычный русский означают организации, которые могут формировать общественное мнение в интересах своих создателей, а не местного населения. И если в наших республиках европеизация и европейские ценности плотно ассоциируются  с блокадой, авиаударами и смертью, то по ту сторону линии разграничения  усилиями культурных организаций формируется мнение, что Донбасс – часть европейского культурного пространства. Для этого находят бельгийские корни у наших русских городов и строят несуществующие канатные дороги, ни слова не говоря про настоящие.

Ведь в Лисичанске была своя воздушно канатная дорога, не запланированная, и не фейковая, и даже не одна. Слишком крутые склоны Лисичанской горы не позволяли подвести железную дорогу к шахтам. Поэтому, учитывая большие объемы угля, для его транспортировки вниз, к железной дороге, строили воздушные канатные дороги. Начиная с 1892 и заканчивая 2012 годом, на территории Лисичанска действовало 16 воздушно-канатных дорог общей длиной около 50 км, включая грузовую дорогу, которая соединяла Белогоровский меловой карьер и лисичанский содовый завод Лиссоду. Лисичанская канатка была самой длинной на Украине и крупнейшей в Европе. В 2013 году она  была полностью демонтирована.

На вопрос, каким образом положение Лисичанска в прифронтовой зоне, влияет на восприятие художественного проекта Сибилла Фройхт ответила: «Наша идея реализуется под «зонтиком» проектов под общим названием «Культура во время конфликта». Поэтому понятно, что внимание людей, как на месте, так и вдали от линии разграничения, прежде всего фокусируется именно на конфликте. Но, по моему мнению, это сильно сужает горизонт: много важных вещей и явлений остаются в слепой зоне и не замечаются. Мне кажется, что наш проект канатной дороги может помочь немного изменить нарратив этого региона».

Как мы видим, немецкая авторесса действует в типичной европейской парадигме, разработанной для колонизируемых стран: пусть идет война, нарастают проблемы в регионе, разрушаются предприятия, на это можно закрыть глаза и расширять нарратив о культруре, строя фейковые канатные дороги и не вспоминая о настоящих.

 

Оставьте отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *