Комикс – один из самых популярных жанров массовой культуры. Он сочетает в себе черты таких видов творчества, как литература и изобразительное искусство. Очень часто популярные комиксы выходят на широкий экран и таким образом обретают еще большую популярность. И конечно, комикс прекрасный инструмент для пропаганды, особенно в период информационных войн. Мы покажем, как используются комиксы в информационной войне современными украинскими пропагандистами.
Информационно-психологическая война определяется специалистами как «боевые действия, спланированные в соответствии с пиар-сценарием, цель которых — не уничтожение живой силы и техники противника, а достижение определенного пиар-эффекта. Продукт современной операции информационно-психологической войны — это сводка новостей СМИ в формате журналистского репортажа, в силу чего происходит формирование нужного общественного мнения» [5].
Как указывает В. Ю. Кораблева, государственное управление в режиме информационной войны становится тождественным управлению общественным мнением, а информационный аспект превращается в аспект геополитики [3].
Исследователи отмечают, что информационное воздействие на военного противника начало оказываться давно. Я. С. Шатило и В. Н. Черкасов первыми «информационными атаками» считают мифы. По их мнению, войска очередного завоевателя всего мира шли вслед за рассказами об их невероятной жесткости, что довольно сильно подрывало моральный дух противника [6].
Каждый миф опирается на архетип. Культурные архетипы суть архаические первообразы, символически представляющие человека, его место в мире и обществе, воплощающие ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей [4].
Культурный архетип закрепляет свойства культурной целостности и задает варианты социокультурных стратегий. Направить общество по другому пути развития, заставить людей действовать желаемым для себя образом можно лишь разрушив архетип или задав новый. Воздействовать на архетипы пытаются с помощью искусства и современных политтехнологий.
Культурный архетип выражается в образах, которые в сжатом виде содержат нормы социально-одобряемого поведения – образы героев. Также в образной форме концентрируется информация о том, чего в обществе делать нельзя – возникают образы злодеев. Когда речь идет о таком масштабном событии, затрагивающем всех, как война, актуализируются образы, в которых сохранилась народная память о прежних войнах, о том, как можно и как нельзя себя вести в таких пограничных ситуациях. Наибольшую смысловую нагрузку в этой теме несет образ воина.
Русский культурный архетип реализуется в образе воина, который включает в себя следующие черты: благородство, самопожертвование, защита родной земли. Разные черты этого образа реализуют как исторические, так и легендарные воины: князь Святослав, который предупреждал врагов «Иду на вы», Александр Невский, который сказал «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет», Александр Суворов, не проигравший ни одной битвы, сказавший «Сам погибай, а товарища выручай».
Украинская пропаганда работает в русском культурном пространстве, где все эти ценности впитываются с молоком матери, и пытается использовать русский культурный потенциал в своих целях: представить украинского карателя как воина и защитника. Рассмотрим украинские патриотические комиксы для детей в этом аспекте.
Комикс «Приключения Никитки» был издан в январе текущего года в Северодонецке, который теперь является областным центром Луганской области, территории подконтрольной Украине [1].
Главный герой – мальчик Никитка живет в прифронтовом селе Луганской области. По сюжету родителей Никитки захватили в плен ополченцы, а самого мальчика нашли и взяли к себе солдаты украинской армии. Вскоре Никитка оказывается в эпицентре боевых действий и даже спасает жизнь украинского солдата. Заканчивается история тем, что военном удалось взять в плен нескольких сепаратистов и впоследствии обменять их на родителей Никитки.
Что же пытаются разъяснить молодому поколению? Украина воюет. Украинские воины – защитники защищают ее. Но от кого? Противник украинской армии на Донбассе – сепаратисты под флагами ЛНР, которых изображают в мрачных тонах в виде внешней силы, напавшей на Украину. Однако по самому смыслу слово «сепаратист» означает «отделившийся», то есть это люди, изначально находившиеся в украинском государстве, но пожалевшие жить отдельно. История сепаратизма насчитывает в демократическом мире несколько веков, самые известные сепаратисты – США, которые отделились от Англии в 18 веке. Сепаратизм сам по себе не преступление, и чтобы ввести его в пространство героического повествования необходимо демонизировать это явление.
В комиксе сепаратисты называются «кровожадными захватчиками», которые «раздирают Украину на куски», хотя одного взгляда на карту ЛНР достаточно, чтобы понять, кто кому угрожает, и кто кого захватывает. Поэтому чтобы затушевать эту истину используются методы манипуляции: в первую очередь применение штампов: так главный злодей носит фамилию Ватников и пьет водку под портретом Путина и флагом ЛНР. Таким образом, хотя на уровне текста проговаривается, что сепаратисты воюют против таких же украинцев как они сами, на уровне образов показано, что сепаратисты – это русские и это уже само по себе дает ответ на вопрос, почему ЛНР захотела отделиться. Эти внутренние противоречия делают картину неубедительной и не позволяют использовать образ защитника своей земли в полную силу, как бы этого хотелось создателям комикса.
Противоречие между образом защитника и требованием украинской пропаганды проявляются и углубляются и в других комиксах на военную тематику.
В прошлом году увидел свет комикс «Киборги. Начало» о бойцах ВСУ, воевавших за донецкий аэропорт [2]. По словам создателей, они научат школьников патриотизму, так как ни одного выдуманного персонажа в комиксе нет, только реальные украинские герои. Создатели этого комикса тоже пытаются задействовать архетип воина-защитника. Для этого противник изображается самыми черными красками, темными силуэтами, как серая масса, при этом отдельные персонажи сил зла оказываются явно русскими, говорящими на русском языке. Их изображают в виде беззубых бритоголовых гопников в одном случае и как вооруженных до зубов российских наемников – в другом.
Решающая битва за украинскую державу происходит не в Киеве или во Львове, а в Донецке. В то же время героическая битва за родную землю должна происходить в значимом месте, в сакральном топосе, важном и дорогом каждому носителю общего культурного кода. Когда Лермонтов изображает такую эпическую битву воинов-защитников своей земли с вражеским войском, он пишет: «Ребята, не Москва ль за нами?». Каждому русскому понятно, что такое Москва, поэтому каждый русский знает, что он мог бы стоять там, в этом строю, и сражаться вместе с русскими воинами-защитниками. Донецк же не присутствует на культурной карте современной Украины. Это для советского украинца Донецк – место, где советские люди проводили индустриализацию, город, за который советские люди сражались с гитлеровцами. Современная украинская идеология старается вытравить эти факты из культурной памяти. Таким образом, что такое Донецк, чем он ценен и дорог, знают только жители Донецка, а для жителей Украины картина складывается престранная: украинские воины-защитники зачем-то защищают русский Донецк от русских.
Для выполнения своей задачи создателям комикса необходимо доказать, что Донбасс – это украинская земля, а в Донецке живут простые украинцы, такие же, как украинцы Львова или Ивано-Франковска. Однако их ненависть к жителям Донбасса и ощущение культурной чуждости не позволяют им эту задачу решить, и поэтому защита Украины не помещается в пространство эпоса и героического комикса.
Украинская культура не смотря на все свои демонстративное отхождение от русского культурного дискурса остается частью русского культурного поля, поэтому с русскими культурными архетипами вынуждены работать политтехнологи, если хотят добиться понимания аудитории и того отклика, который задается целями информационной войны. Украинские пропагандисты пытаются использовать русский культурный архетип воина-защитника, но так как украинские войска на Донбассе ведут агрессивную войну, украинские авторы не могут создать непротиворечивый образ украинского воина-защитника.
ЛИТЕРАТУРА
Виноградов, А. Мальчик Никитка, украинские военные и сепаратист Ватников: детский комикс про войну на Донбассе [Электронный ресурс] / А. Виноградов // Радіо Свобода. – 2018. – Режим доступа: htps://www.radiosvoboda.org/a/donbass-realii/28990344.html
Жукевич, І. У Франківську презентували комікси про кіборгів [Электронный ресурс] / І. Жукевич // Репортер. – 2018. – Режим доступа: http://litcentr.in.ua/news/2017-12-05-7155
Кораблева, В. Ю. Информационные войны в современном мире / В. Ю. Кораблева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2012 – Выпуск 25 (658). – С. 104 – 115.
Любавин, М. Н. Архетипическая матрица русской культуры [Электронный ресурс]: дис. насоиск. степ. канд. философских наук: 24.00.01 / Любавин Максим Николаевич; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. – Нижний Новгород, 2002. – 245 с. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/arkhetipicheskaya-matritsa-russkoi-kultury
Манойло, А. В. К вопросу о содержании понятия «Информационная война» [Электронный ресурс] / А. В. Манойло // Алтайская школа политических исследований. – 2012. – Режим доступа: http://ashpi.asu.ru/ic/?p=1552.
Шатило, Я. С. Информационные войны / Я. С. Шатило, В. Н. Черкасов // Информационная безопасность регионов. – 2009. – № 2 (5). – С. 44 – 51.