3 мая на месте Ленина в Киеве появится куст
На Украине продолжается процесс замены идентичности с общерусской/советской на национальную/европейскую. Это проявляется в постоянных направленных атаках на общественную память: это и декоммунизация, уничтожение памятников, запрет современной русской литературы, отмена или переосмысление традиционных праздников. Например в прошлом году на 9 мая на монумент Родина-Мать в Киеве нацепили аляповатый венок из красных маков, которые являются европейским символом скорби по погибшим во Второй мировой войне; попытка перекрасить Арку дружбы народов в радужные цвета, символизирующие ЛГБТ-сообщество. Политики и деятели искусств проевропейской ориентации выдают свои ценности за ценности общества. В русле этих инициатив в Киеве вот уже второй год реализуется проект Общественный договор.
Он является попыткой создания дискуссионного пространства между художественным сообществом, обществом и властью для обсуждения статуса и функционирования памятных объектов в городской среде на примере памятника Ленину в Киеве. Именно свержение памятника Ленину в Киеве в декабре 2013 года привело к Ленинопаду в Украине по всей стране и стало символом процесса декоммунизации, относительно которого в украинском обществе по сегодняшний день идет полемика.
Во время харьковских дебатов в декабре 2015 года, в которых мне довелось участвовать, всплыл вопрос о том, что же поставить на месте памятника Ленину на Европейской площади. Крупнейший на Украине памятник Ленину был открыт 5 ноября 1963 года и демонстративно повален проукраинскими активистами и бойцами из добровольческого батальона МВД «Азов» 28 сентября 2014 года. Тогда же обломки памятника выставлялись на аукцион, а представители сообщества IT-Sector заявляли, что готовы обменять нос Ленина на БТР для «Азова».
Год спустя, на дебатах прозвучало предложение, показавшееся мне смешным и абсурдным: посадить на месте харьковского Ленина пшеницу. Но как говорится, нет такого абсурда, который бы не стал реальностью на Украине. Правда, речь пойдет не о харьковском Ленине, а о киевском, стоявшем напротив Бессарабского рынка и разрушенном 8 декабря 2013 года во время Евромайдана. На месте Ленина 3 мая 2017 года появится «Ритуал природы» — растительная колонна. Таковы результаты народного голосования за проект временной художественной инсталляции на месте, где раньше стоял памятник Ленину в Киеве.
Голосование в рамках Общественного договора объявил донецкий фонд «Изоляция», открытый в 2010 году, и ныне находящийся в Киеве. На голосование было выставлено 4 проекта.
«Пьедестал» — проект итальянского дуэта Afterall — брата и сестры Энцо и Сильвии Эспозито. Как пишут организаторы: «Деревянная конструкция типа клетки, повторяет форму пустого постамента в масштабе 1: 2, размещается горизонтально позади постамента, подчеркивая его беспомощность. Что было наполненным, становится пустым, мужское доминирование превращается в женское принятия. Проект не предлагает идею нового монумента, но анализирует пустой постамент — символ силы, уверенности, веры. Именно эти понятия должны стать предметом дискуссии, разворачивающейся вокруг моделирования новой коллективной идентичности».
Рассмотрение любых социокультурных проблем с точки зрения межгендерных отношений и подмена политэкономического анализа ситуации анализом фрейдистских символов представляет собой новую европейскую идеологию, которая насаждается очень активно, но принимается ли она людьми другой культуры всерьёз? Ведь даже в этом голосовании замена мужского начала на женское принимающее не победила.
«Мне нужен герой» — работа сербской художницы Милены Вучкович. На пустом постаменте предполагалось установить мощный прожектор. Он должен был светить целый день, но наиболее заметным он становиться только ночью. Прожектор вращается и освещает объекты вокруг — дома, деревья, машины — происходит поиск нового героя.
Помимо своей воли скульптор создала впечатляющий символ новой украинской идентичности — пустота вместо смысла, хаотичный поиск вместо определенности. Этот символ скорее пугающий, чем вдохновляющий.
«Героев не существует» — проект художника из Днепропетровска Никиты Шаленого. «Героев в том виде, как нам предлагают советские монументы, не существует. Они никогда и не существовали: сконструированы пропагандой Тарас Шевченко, Че Гевара или Клара Цеткин в действительности были совсем другими. Поэтому возникает вопрос, должны ли мы помнить то, чего никогда не было? Вместо создания новых идолов мы должны изменить наше отношение к истории и скорее собирать различные мнения, архивировать, записывать.
Против идолов. Против идеологии. За информацию, за историю. За память и знания». — заявляет художник и предлагает разместить возле основания памятника книжные полки, а сам постамент оставить пустым. На полках будут располагаться доски, на которых прохожие смогут написать, что они хотят запомнить (углем) или навсегда забыть (мелом).
Характерно, что эти идеи озвучиваются в столице Украины, где буквально в нескольких шагах стоит памятник Небесной Сотне и Музей голодомора. Интересно было бы послушать те же высказывания в адрес этих культурных объектов или обсудить их снос и установку на их месте пустых книжных полок. Реакцию нетрудно себе представить. Очевидно, не существует только советских героев, а новоукраинские существуют.
Лидером голосования стал проект мексиканки Исы Каррильйо «Ритуал природы». «Я рассматриваю свой проект как попытку самоисцеления пустого постамента», — пишет художница. Другая часть проекта будет заключаться в открытых для общественности регулярных медитациях shamata — практики, в которой внимание будет сосредоточено на дыхании. Медитации будут проводиться в течение 45 минут несколько раз в неделю.
Что ж, возможно совместные медитации и глубокое дыхание помогут киевлянам и гостям столицы сформировать новую коллективную идентичность и забыть, что во времена Второй мировой войны на месте, где установили монумент, была размещена виселица, где нацисты проводили публичные казни, а сам памятник был символом того что «Никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своём узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть — власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда» (ленинские слова, высеченные на памятнике).
Несмотря на заверения, что природа победила идола, на самом деле идет целенаправленная работа по изменению функции общественной памяти, как об этом пишут сами инициаторы Общественного договора: «Так называемые памятные объекты (commemorative objects) строились в общественных местах на протяжении веков, чтобы напоминать обществу и будущим поколениям о героях, достижениях и победах прошлого. Обычно использовались долговечные материалы, такие как камень, мрамор или бронза, чтобы подчеркнуть вечную природу того или иного исторического деятеля или достижения. Однако в современном мире оформление публичного пространства все меньше тяготеет к монументализму, а общая тенденция дигитализации изменяет функции памяти. Меняется то, как человечество архивирует и передает воспоминания, следовательно как следствие на смену мрамора приходят эфемерные и функциональные формы памяти».
А народ без памяти, как известно, не имеет будущего.
Источник: https://ukraina.ru/sn/20170502/1018609994.html