В апреле текущего года ушел из жизни луганский сценарист, педагог, контр-культурщик, деятель луганского андеграунда Олег Ивашов (01.02.1965 – 17.04.2021).
Олег Владимирович, выпускник ВГИКа, с 2005 года работал в Академии Матусовского, преподавал на кафедрах кино, -телеискусства, рекламы и PR-технологий, художественной анимации. Вел постоянную рубрику в газете «Камертон» «Кино с Олегом Ивашовым».
Ивашов сценарист и выпускник ВГИКа
По первому образованию Ивашов – техник-электрик, закончил Ворошиловградский техникум сельского хозяйства. С 1996-2002 год учился во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова в Москве по специальности кинодраматургия. С тех пор кино стало его страстью.
За время учебы Ивашов поучаствовал в написании киносценариев таких популярных телесериалов как «Клубничка», «Марш Турецкого», «Крот». Создал сценарий документального фильма «Красное на черном», посвященный жизни и творчеству рок-музыканта Константина Кинчева. Стал соавтором сценария короткометражки «Портрет». Фильм, кстати, стал Лауреатом Каннского международного фестиваля. Еще один короткометражный художественный фильм «Московская зима» (Режиссер Квон Ки Сок, Корея), соавтором сценария которого был Ивашов, стал лауреатом международного кинофестиваля азиатского кино «Азимут» (Астана, Казахстан).
««Learn to make films!» – этот призыв вырывается из уст Ленина, изображенного на огромном панно в фойе нью-йоркской киноакадемии, создателем которой является легендарный актер, режиссер и продюсер Роберт Де Ниро. «Учитесь делать кино!» – так это звучит в переводе на русский.
История доказала – в мире нет искусства, более воздействующего на сознание человека, чем кинематография. Если в докинематографическую эпоху властителями дум были писатели и поэты, то сейчас их место заняли кинематографисты. Кино вбирает в себя все существующие основные виды современных искусств, но в основе лежит все же литература. Можно сказать, что властители дум вооружились средствами их визуального выражения. Ближе к жизни не приблизилось ни одно из искусств. Ни одно из них не сможет так массово и по-настоящему заставить человека плакать и смеяться, проживать вместе с героем его жизнь. Воспитание человека через кино стало величайшим приобретением ХХ века», – отмечал Ивашов в одном из своих интервью.
Ивашов преподаватель. Воспитание нового человека через кино
Идею воспитания нового человека через кино Ивашов смог воплотить в стенах Академии Матусовского, где он начал свою работу еще в 2002 году, когда вуз назывался институтом культуры и искусств. Ивашов преподавал следующие дисциплины: сценарное мастерство, основы режиссуры, рекламный ролик, кинопроизводство, авторское право.
За время работы Ивашов снял ряд телепередач и проектов: «Выставком» – телепрограмма об изобразительном искусстве Луганска, «Анимакратия» – телепрограмма об анимации в Луганске, «Афтар жжот» – телепрограмма о современной художественной литературе, «Вторжение кино» – телепрограмма о популярном кинематографе, «Lugansk rock city» – телепрограмма о луганской рок-сцене, «Вавилон маст дай» – телепрограмма о растаманах юго-восточной Украины, телевизионное комедийное скетч-шоу «Кулек».
В 2011 году Ивашов снял хроникально-документальную картину «Черное лето сорок первого», рассказывающую о первых днях Великой Отечественной войны. Ивашов стал автором сценария и продюсером фильма. Фильм стал лауреатом Фестиваля документального кино «Небесный град и земное Отечество», который проходил в рамках XIII Всероссийский фестиваль духовности и культуры «Бородинская осень» в подмосковном Можайске.
Еще одной «фишкой» Ивашова стала «СинеМатусовка». В названии Ивашов, хорошо владеющий пером, объединил кино и Матусовского, у памятника которому и проходили встречи. Суть проекта была в следующем: продумать сценарий сюжета на и снять кино за один день. Так, по мотивам произведения «Барышня и хулиган» был снят фильм в 1918 году Евгением Славинским с Владимиром Маяковским в главной роли. Олег Ивашев немного изменил сюжет в процессе съёмки и добавил счастливый конец для героев. В синематусовке также смогли принять участие все жалеющие и просто проходящие мимо. – Раньше наша академия называлась Дворец культуры имени В. Маяковского, поэтому мы решили сегодня поговорить именно об этом выдающемся человеке, – отметил Олег Ивашев. – Кроме этого, Михаил Матусовский впервые понял, что он поэт, побывав на выступлении Владимира Маяковского в Луганске. Мы сделали свою версию фильма, более современную и необычную. Думаю, это можно с гордостью назвать первым художественным фильмом в Луганской Народной Республике.
Еще одной работой, созданной в рамках «СинеМатусовски» по принципу «кино за один день», стал фильм с рабочим названием «4 ½» – аллюзия на кинокартину итальянского режиссера Федирко Феллини «8 ½».
Ивашов также снял документальный фильм, посвященный первому десятилетию Академии Матусовского «Хроника десятилетия» и 13-й годовщине вуза «Мы – луганчане», выступив в качестве сценариста, режиссера, монтажеры и художника-графика.
В 2017 по заказу первого Главы ЛНР Игоря Плотницкого кафедра анимации Академии Матусовского выпустила первый в республике 15-минутный мультфильм «Сказ про старца Филиппа Луганского». Олег Ивашов выступил автором сценария и режиссером мультфильма. «У меня была непростая задача: нужно было представить неординарного человека Филиппа Горбенко так, чтобы его жизнь и судьба были интересны нашей молодёжи, при этом представить правдиво, не искажая фактов и не прибавив ничего от себя для драматизма», – говорил Олег Ивашов.
Ивашов рок-музыкант. «Вороны клюют твои посевы, Джузеппе!»
С Академией Матусовского Ивашова связывает еще одно событие. Именно здесь 2 мая 1988 года на сцене ДК Маяковского (теперь главный корпус Академии Матусовского) состоялось первое выступление рок-группы «Вороны клюют твои посевы, Джузеппе!» («ВКТП,Д!»). Как писала «Наша газета» в 2011 году – «Это был первый рок-концерт в Ворошиловграде с участием местных исполнителей: «Президиум», «Конкуренты», «Тяжелый молот» и «Вороны клюют твои посевы, Джузеппе!»». С 1988-2011 год Олег Ивашов был креативным продюсером и автором текстов группы «ВКТП,Д!».
Предыстория появления команды начинается в 1977 году, когда друзья-пятиклассники Игорь Орцев и Олег Ивашов решили создать свой коллектив. Эта дружба и стала основой для создания в 1988 году рок-группы «Вороны клюют твои посевы, Джузеппе!». Названием группы послужил испанский радиопароль отрядов кубинских партизан во время революции под предводительством братьев Кастро и Эрнесто Че Гевара.
В 1989 году появился их первый альбом, записанный на магнитофонную ленту. Именно благодаря ему о группе узнал весь СССР. Главный рок-идеолог страны Сева Новгородцев услышал эту запись. В одной из своих радиопередач «Рок-посевы», которую транслировало лондонское отделение русской службы «БиБиСи» на СССР, он рассказывает о талантливой группе из далекого Ворошиловграда. После этой радиопередачи интерес к коллективу вырастает до всесоюзных рамок. В 1991 году группа прекратила свое существование. Вновь воссоединились музыканты через много лет – в 2008 году.
Ивашов не только продюссировал и писал тексты для «ВКТП,Д!» он был организатором первых рок-фестивалей в Луганске: «Глюки-буги», «Треш-мания». Может быть поэтому, его называют отцом луганского андеграунда.
В интервью Ивашов рассказывал, как началось его увлечение рок-музыкой и рок-движением: «Тогда, в 80-х, дал знать о себе ленинградский рок-клуб – клуб молодежной музыки, который противопоставлял себя официальной филармонии. И мне, как человеку, который с детства пишет стихи и песни, тоже интересно было поучаствовать. Эти группы – «Аквариум», «Странные игры», «Зоопарк» – знали, им разрешали выступать. Я считал, что у нас в Луганске тоже есть коллективы, которые могут это делать. И атмосфера, которая царила там, уникальна. Ее невозможно искусственно создать. Чтобы она появилась, нужно собрать ребят вместе, тогда начнет что-то двигаться, как в больших городах. Захотелось организовать этот процесс. Нужно было провести фестиваль, выпускать, как положено, самиздатовский рок-журнал – у нас он назывался «Листва» – и привлекать средства массовой информации к себе: мол, мы тоже не лыком шиты. В то время этим занимался комсомол. Но занимался не по вдохновению, а по предписанию. А я делал все по вдохновению, мне хотелось, чтобы в Луганске этот движняк был».
Ивашов – отец луганского андеграунда
Готовя эту мемориальную статью, я обратилась к Игорю Орцеву, с просьбой рассказать о друге. Привожу его слова без купюр.
«Его называют «отцом луганского андеграунда». Он ушел. Судя по титулу, над могилой должно было прозвучать нечто подобное квиновскому «We Will Rock You» в коллективном исполнении луганских музыкантов, но вместо этого молитву тихо прочитал имам, а в земляной холмик воткнули вертикально доску с надписью «Абдуллаh» – это имя, которое получил мой друг Олег Ивашов, когда принял много лет тому назад ислам. Да и нет в Луганске уже никакого андеграунда. Просто время такое, что нет в нем нужды. А теперь не стало и его «отца». Однако считаю уместным вспомнить, как Олег им стал. Это моя версия. И думаю, прежде всего, дело в том, что в жизни он занимался исключительно тем, что ему нравилось.
Родился «отец луганского андеграунда» 1 февраля 1965 года. Мы ровесники. А познакомились, когда учились в четвертом, или пятом, классе. Тогда у нас с приятелем-одноклассником Игорем Васиным родилась идея создания своего музыкального коллектива: я знал пару аккордов на гитаре – он имел аккордеон. Васин как-то сказал мне, что у него есть друг, который не прочь к нам присоединиться, играть он ни на чем не умеет, но главное, что у него есть магнитофон, на который мы будем «писаться». Так Васин привел меня к Ивашову, они жили в одном дворе, и как тут же выяснилось мы учились в параллельных классах. Магнитола «Романтика» впечатлила. Но записывать было нечего. Мы обсуждали концепцию. Олег был под впечатлением фильма «Розыгрыш», который в то время вышел на экраны, и предлагал делать что-то в этом ключе. Я картины не видел. Ивашов компенсировал этот пробел пластинкой с песнями из фильма. Особенно ему нравилась песня «Стрижи».
С того момента до момента создания нашей настоящей рок-группы (это уже был конец 80-х) прошло немало лет, но все эти годы мы что-то творили. Его квартира была и нашей репетиционной базой, и фотолабораторией, а потом и редакцией самиздатовского журнала «Листва», который собственно сам Олег и выпускал – от корки до корки. «Листва» расшифровывалось как «легализация искусства».
Не скажу точно, да и не знаю, в какой именно момент это произошло, но Олег стал как бы главным парнем по всем делам, что касались неофициального творчества луганской молодежи – того самого андеграунда. Ни одно событие не обходилось без его участия. Он стал посланником Луганска в большой мир, тогда еще советского, андеграунда. Мотался по всем фестивалям, таскал других, налаживал контакты… О его «Листве» говорил Сева Новгородцев – прямо из Лондона. Он дружил с Юрием Шевчуком, был знаком с другими отечественными звездами рок-н-ролла, от упоминания имен которых захватывало дух. Наверное, Олег стал «отцом луганского андеграунда» потому, что действительно болел творчеством во всех его проявлениях, причем с того самого момента, когда включал и включал подряд нам песню «Стрижи».
Еще раз хочу подчеркнуть, что Олег в жизни занимался только тем, что ему было по душе. При этом, он обладал исключительной способностью, талантом научиться чему угодно. Ему давалось все легко. В его голове скопился такой огромный багаж знаний, что многим и не снился. Я хорошо знал его семью – мама, батя, бабушка – честные, простые, замечательные, люди, но в духовном развитии Олега они не принимали никакого участия, приоритеты были совсем другие. И если сегодня об Ивашове вспоминают как об интеллектуале, то стоит отметить, что это исключительно его заслуга. Он легко поступил во Львовский университет на факультет журналистики, но также легко и бросил, поняв, что ему это не интересно. Работал простым рабочим сцены в Луганском драмтеатре, потому что эта среда была наиболее соответствующей его духовным запросам. Потом легко поступил во ВГИК… Уехал из Луганска, начинался новый этап жизни в Москве – без андеграунда, который постепенно вышел из подполья и как-то рассосался… Очередной крутой поворот в жизни Олега наступил внезапно, когда он приехал в Луганск погостить на несколько дней, а остался до конца своих дней… Надеюсь, пройдет время и Луганск обязательно оценит вклад этого человека в культурное развитие города – дело ведь не только в андеграунде…»
Ивашов коммунист и мусульманин
О том, как он, русский, родившийся и воспитанный в православной среде, пришел в ислам Олег Владимирович в одном из интервью рассказывал так: «Когда разваливался СССР, я, честно признаться, искренне ликовал. Нам всем тогда казалось, что стоит изгнать из нашей жизни коммунистов, как мы все заживем как в Америке – сыто и комфортно. Мы все тогда, как по волшебству, превратились в ярых антикоммунистов, респект западным спецслужбам – уж постарались так постарались, в искусстве манипуляции сознанием им равных нет. Но когда я оказался в Москве и поступил во ВГИК, мне пришлось по-настоящему включить голову, потому что иначе там никак. Я стал много и с удовольствием читать, в основном книги по психологии – основополагающей науки для кинодраматурга, на которого я учился. А моей настольной книгой являлся философский словарь. Вот он-то и раскрыл мне глаза на истинное значение коммунистического движения и марксизма-ленинизма, которые на каждом углу поливали грязью псевдодемократы всех мастей. Эта книга из антикоммуниста превратила меня в пламенного революционера. Я не стесняясь стал заявлять о своих левых взглядах, нимало шокируя окружающих. А вскоре, следуя любимому принципу Маркса «сомневайся во всем», я углубился в ислам, который, как и коммунизм, подвергался серьезным обвинениям со стороны мировой общественности. Я хотел знать, насколько они справедливы. И к своему удивлению обнаружил, что между коммунизмом и исламом практически нет разногласий, обе эти идеологии преследуют одну цель – мир, справедливость, гуманизм, интернационализм… А прочитав Коран, я понял, что я всегда был мусульманином, но только этого мне никто не сказал. И вскоре я оказался в Московской соборной мечети, где открыто признал положения ислама. По шариату этого достаточно, чтобы человека считали мусульманином».
Мусульманская община Луганска поддерживала Олега Ивашова в тяжелое военное время после 2014 года и организовала похороны.
Ивашов философ
Олег Ивашов также был участником заседаний Философского монтеневского общества Луганска. Он прочитал несколько докладов. Его доклад «Зеленский как советский медиапродукт» (2020 год) был посвящен медийным стратегиям современной демократии и их реализации на примере президента Украины Владимира Зеленского. Доклад вызвал бурную дискуссию в ходе которой обсуждались вопросы современной украинской и российской политики, профанации демократических институтов в современном мире, а также военной истории Донбасса последних лет.
Олег Владимирович стал одним из организаторов и участников заседания Философского Монтеневского общества – «Донбасс и кинематограф: в ожидании шедевров» (2017). Война в Донбассе получила разнообразное отражение в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Что нужно сделать, чтобы отразить присходящие события в кино – обсуждали на том заседании.
Ищи один доклад Ивашова назывался «Основы мусульманской теологии» (2017). Олег Владимирович рассказал о своем личном опыте обращения в мусульманскую религию, о теологических особенностях, культовой практике, правоприменении, культуре ислама, высоких стандартах социальной жизни (помощи близким, милосердии, справедливости), исповедующимися его адептами. Сам лектор явил замечательный пример стойкого, преданного сторонника, но без слепого фанатизма.
Ивашов – журналист и рекламщик
В 1984-1987 Ивашов проходил срочную службу в рядах Краснознаменного Черноморского флота СССР. Там, в армии, он и пришел в журналистику – был корреспондентом гарнизонной газеты «Знамя победы».
Первая публикация в «серьезной прессе» – в газете «Молодогвардеец» в 1988 году. «Благодаря газете «Молодогвардеец» и работавшей там Юлии Черепниной я начал свою газетную практику. Конечно, этот период очень сильно повлиял. Меня этот процесс выбросил из Луганска, закинул в Москву, где я на волне того же энтузиазма совершенно случайно поступил во ВГИК, окончил его», – говорил Ивашов в интервью.
Потом была работа на луганской Телекомпании «Эфир-1» – программы «Ивашоу» и «Глюки-Буги», а также в луганской «Молодежной газете». В Москве Ивашов писал для «Новой газеты» и вел рубрику в скандально-известном издании «Спид-инфо».
Активно сотрудничал Ивашов и с различными рекламными агентствами в Луганске и Москве: занимался разработкой и производством теле-, радиорекламы, а также рекламных стратегий. Например, рекламной стратегии торговой марки «Русский стандарт».
И все-таки главное, что отличало Ивашова журналиста – активная гражданская позиция. С начала войны он принял сторону Донбасса, высказывал свою позицию в СМИ, сотрудничая с Луганским информцентром. Как журналист независимой республики попал на украинский сайт «Миротворец». Чуткость и внимание к глубинным слоям бытия сделали Ивашова не только общественным деятелем, но и поэтом.
Ивашов поэт!
Наша переписка с Ивашовым в ВК началась со стихов. И потом, литература и кинематограф – стали постоянными темами нашего общения.
Помнится он прислал мне свои хайку – ироничные, полные литературных аллюзий, отзывов на актуальную политическую повестку и на вечные философские вопросы. Были хайку, написанные и по мотивам моих стихотворений. Но поделюсь я следующими:
***
Литература
Мне жена и царица
Кино – божество
***
Жизнь – это время
Свободное от смерти
На всём пространстве
Однажды, проводя новогодний блиц-опрос преподавателей, я спросила Олега Владимировича о планах на будущий год, и он ответил: «Хочу достичь верхних слоев атмосферы и выйти в открытый космос! Не, а что?».
***
Бездонный космос
Дрожат костры ночные
В моей Лугани