Современная литература Донбасса как часть русского литературного процесса

Литература Донбасса – часть русской культуры, но также можно сказать, что литература Донбасса – часть украинской культуры. Об этом нам говорит более чем 500-летнее русско-украинское двуязычие края, словари Владимира Даля и Бориса Гринченко, лирика Михаила Матусовского и Владимира Сосюры, стихи Вени Дыркина и Сергея Жадана. «Слово о полку Игореве» – литературный памятник Древней Руси, он повлиял на русскую культуру или на украинскую? Так какому социокультурному региону относится литература Донбасса. Где она берет темы, методы, способы мироощущения и мировидения?

Если отвечая на вопрос, опираться на историю, то можно вспомнить, что Луганская область образовалась в 1938 году. А до этого наши земли в разные периоды были районами Новороссии, Слободской Украины, Славяносербии, Азовской, Воронежской, Екатеринославской и Харьковской губернии, землей Войска Донского [3, с.7]. А теперь здесь Луганская Народная Республика, в которой интенсивно развиваются процессы объединения с Россией, как в экономическом, так и в литературном контексте. Может ли в этом процессе Донбасс опереться на собственную культурную память, использовать собственный литературный багаж?

Анализ методической литературы для учителей средней школы, которая была издана при Украине, показывает, что русская литература Донбасса преподавалась в рамках реализации регионального компонента среднего образования. Так, например, в учебном пособии по литературному краеведению 2005 года написано, что учебно-методические пособия по литературе родного края ориентированы на уроки украинской литературы практически во всех областях Украины, в том числе и в Луганской области. В тех областях Украины, для которых характерно явление русско-украинского двуязычия выпущены некоторые хрестоматии, методические пособия и справочно-методическая литература, где наряду с творчеством украиноязычных литераторов представлено творчество русскоязычных писателей и поэтов отдельных регионов, включая Донбасс [3, с. 4].

До войны Региональная программа литературного образования учитывает круг тем, отражающих пребывание на Востоке Украины русских писателей (А. Кольцова, А. Чехова, В. Вересаева, А. Куприна). Освещаются исторические, бытовые и культурные традиции нашего края. В программе важное место отводится личности и творчеству В. Даля. Изучаются произведения писателя-земляка В. Гаршина. Для каждой возрастной группы учащихся программа предлагает произведения о Донбассе И. Приблудного, Б. Горбатова. А. Фадеева, С. Бугоркова, В. Титова, а также современных писателей и поэтов Луганщины. В региональную программу по литературе введены темы по фольклору: взаимодействие русского и украинского фольклора (обрядового и необрядового) в регионе, общность восточнославянских мотивов в народных песнях Великой Отечественной войны, приобщение учащихся к традициям и обычаям края [2]. Подробно освещен вопрос о пребывании в Донбассе А. Чехова, А. Серафимовича, А. Куприна, В. Маяковского, изложена история литературной организации «Забой≫, рассмотрено литературное творчество писателей и поэтов Луганской области 1945-1960-х гг. [3, с. 5]

В 2014 году началась война Украины и Донбасса, которая продолжается и по сей день. Война в таком современном и развитом регионе всколыхнула мифологические пласты народного сознания. События последних лет нашли отражение в литературе, современной донбасской поэзии.

Нынешняя война на Донбассе 2014-2019 годов воспринимается местными жителями как освободительная война против захватчиков и оккупантов с Запада. В мифологическом пространстве современные события естественным образом осмысляются как рядоположные с событиями Великой Отечественной войны, что заставляет обратиться к советской культуре, которая средствами своего времени выражала образы и типы социального поведения, позволившие сохранить общество во время Великой Отечественной войны, а в современной поэзии Донбасса заметить те же архетипы, которые так ярко проявились в военной советской поэзии [1].

В ЛНР и ДНР был издан ряд книг, посвященных текущим событиям. Например, в Луганске это сборники СП ЛНР «Выбор Донбасса» и «Время Донбасса», а также литературно-критический альманах «Крылья», который выходит ежегодно уже 12 лет, представляя литературу Луганщины. В конце минувшего 2018 года в свет под редакцией Г. Бобров вышел литературный альманах «Порванные души» (The Torn Souls) о войне в Афганистане. Однако наряду с военной темой в творчестве поэтов и писателей Донбасса звучат и вечные темы, реализуются разные жанры: вышли сборники докладов Философского монтеневского общества: «Между миром и войной», «Четверть века с философией», книги для детей (Е. Заславская), сборники поэзии (А. Долгарева, А. Ревякина), фантастические романы (В. Русанов, Ф. Березин) и другие.

Таким образом, литература современного Донбасса богата и разнопланова, Донбасские писатели работают в разных жанрах и обращаются к разным темам. Литература на русском языке всегда составляла часть живой культуры своего времени. Современные авторы вносят свой вклад в развитие русской литературы, создавая произведения, посвященные вечным темам любви, верности нравственным идеалам и ответственности за судьбу Отечества.

Литература

1. Заславская Е. А. Мифологические образы в современной поэзии Донбасса / Е.А. Заславская // Материалы ХI Открытых республиканских Матусовских чтений (г. Луганск, 19 апр. 2018 г.). – Луганск : Изд-во ГОУК ЛНР «ЛГАКИ имени М. Матусовского», 2018. – С. 23 – 29.
2. Недайнова Т. Б. и др. Литература родного края (Приложение к программе для общеобразовательной школы с русским языком обучения) / Т. Б. Недайнова, Л. Н. Михайлова, В. Л. Лоповок // Освіта на Луганщинє. – 1998. – № 9.
3. Юган Н. Л. Литературное краеведение: Учебное пособие для студентов и магистрантов специальностей «Русский язык и зарубежная литература». – Луганск : Альма-матер, 2005. – 125 с.

Заслаская, Е. А. Современная литература Донбасса как часть русского литературного процесса / Е. А. Заславская, // V Республиканской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием «Чтения молодых ученых», приуроченной к 70-летию Горловского института иностранных языков (11-12 апреля 2019 г.). – Горловка – (в печати)

Поделиться:

6 thoughts on “Современная литература Донбасса как часть русского литературного процесса”

  • Михаил Белозёров, писатель says:

    Читайте на проза.ру или фабула.ру роман о войне в Донбассе донецкого автора: «На высоте птичьего полёта».

  • Михаил Белозёров, писатель says:

    Пока у власти в союзе писателей ДНР будут графоманы, хвастаться будет нечем. Березин и Русанов давным-давно исписались и никогда ничего высоколитературного не создавали, таланта не хватает, поэтому пишут фантастику да фентэзи.

    • Евгений says:

      Разве союз писателей ДНР состоит из двух человек руководящего состава? И почему творчеством необходимо «хвастаться»?! Разве для этого существует литература?

      • Елена Заславская says:

        Честно говоря, я не в курсе что происходит в Союзе писателей ДНР. Никакого хвастовства — сухой перечень, к тому же неполный, изданий, который вышли.

        • Михаил Белозёров, писатель says:

          А вы почитайте их произведения. Это просто литературный мрак. Что это значит? Это значит, что люди НЕ РАЗБИРАЮТСЯ в том, чем занимаются. Это значит, что уровень литературы русского Донбасса не превзойдет уровня бывшего украинского Донбасса, то есть всё останется в прежнем масштабе текущего литературного процесса. Руководители просто не понимают, что от них требуется. Он мыслят категориями графоманства. Они не новаторы в прозе, не оперируют понятиями современности. В стилевом плане это усредненный стиль, язык и приемы, характерные для завалов книг по фантастике и фентези в магазинах. То есть это обычный копировальщики. Между тем, вершиной литературного процесса всегда является современная проза. Только она определяет все остальные жанры прозы. На нее подспудно ориентируются во всех других жанрах.
          И такие люди стоят у штурвала донбасской литературы.

      • Михаил Белозёров says:

        Руководящий состав указует и направляет. Мало того, люди сделаны так, что им легче копировать, чем создавать что-то новое. Кого они копируют в СП ДНР? Правильно, ГРАФОМАНОВ. То есть ПРОГРЕССА нет. Нет движения к высшему. Вот о чем речь. Ни Березин, ни Русанов не первооткрыватели. Они не видят перспективы, не понимают, что это такое. Такова их природа. Они ограничены. Это накладывает соответствующий отпечаток на союз писателей. От них ушли все «старые» писатели. Вся «элита» донецких писателей наблюдает издалека за их деятельностью. Никто никогда не претендовал ни на «кресло» председателя, ни на кресло зама. Никто! Писатели созданы, чтобы писать, а не руководить. И всё равно Березин и Русанов учинили форменную чистку рядов и вытолкнули всех тех, кто хоть как-то отличался от них и был самостоятелен. От них отвернулись не только немногочисленные писатели (в Донецке их и так мало), но и «друзья» еще со времен литературного клуба. Где они все? Всех так или иначе разогнали. А союз на то он и союз. Он должен ОБЪЕДИНЯТЬ, а не разобщать. В силу отсутствия таланта, ведающий состав подспудно стал руководствоваться завистью к творчеству тех, кто творчески сильнее. Количество «писателей» в СП резко возросло. Но перешли количество в качество. Нет, конечно! Мы не видим в СП ни одного сильного прозаика. По прошествии десяти лет это смахивает на катастрофу. СП все больше превращается в функцию честолюбия администрации, плюс источник личных амбициозных проектов руководства, которые не срабатывают в силу отсутствия талантов. О главном, из-за чего был создан СП ДНР – забыли. А главное – это литература. По мере ухода политической составляющий, которая скрепляла СП ДНР, союз вынужден будет руководствоваться главной своей функцией – творчеством. А они крайне низкое. Отсюда и проблемы СП ДНР.

Оставьте отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *