Тезисы, представленные на республиканскую XIII Открытые Матусовские чтения в апреле 2020 года.
УДК 82.01:75.017.4
Е. А. Авраменко,
г. Луганск
СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛИРИКИ ЕЛЕНЫ ЗАСЛАВСКОЙ
Цвет является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Это всеобъемлющее понятие издавна наделено ассоциативной многозначительностью в индивидуально-личностном восприятии. Цвет, кроме визуальной составляющей, обладает большой информативностью, имеет психологическое влияние на человека. На подсознании у нас заложен определённый ассоциативный ряд, в котором каждый оттенок имеет своё значение. Причём «значение представляет собой отражение действительности независимо от индивидуальных отношений к ней отдельного человека; человек находит уже готовую, исторически сложившуюся систему значений и овладевает ею, так же, как он овладевает орудием, этим материальным носителем значения» [5, с. 277]. Интересно также то, что нельзя рассматривать цвет вне контекста. Например, мы знаем, что красный обладает семантикой предупреждения, опасности, активизации внимания, но в ином контексте данный цвет может передавать значение пылкой влюблённости, сильных эмоций.
Каждый творческий человек, будь то художник, прозаик или поэт, обязательно должен знать о свойствах и значении каждого цвета для того, чтобы максимально воздействовать с помощью психолого-семантического потенциала цвета на зрителя либо читателя, вызывая у них нужную эмоцию. С. Костерина в статье «Семантика цвета в художественном творчестве» указывает на то, что все виды искусств, в свою очередь, выражают своими произведениями движение человеческой души, различны лишь способы их выражения. Неправильно подобранный цвет может придать абсолютно противоположный смысл тому, что пытался донести художник, и это может привести зрителя в замешательство. Известно, что «цвет несет в себе определенное эмоциональное состояние, так как цвет, по определению, – не что иное, как человеческое субъективное психофизиологическое ощущение» [1, с. 279].
Передача образов через использование цвета очень важна в литературе. Е. Воронец, анализируя поэтическую колористику Ф. Тютчева пишет, что цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство, но по смысловой ёмкости и эмоциональной насыщенности даже в минимальном контексте главное место занимает поэзия [3, с. 22]. Часто поэты используют цвета и оттенки не просто для создания зрительного образа, но и для выражения определённого образа-чувства. Это объединяет поэтов с живописцами, ведь художник не имеет права бездумно использовать краски, он должен уметь подбирать нужные оттенки для создания определённых настроений. Нельзя определить, кому сложнее подобрать цвета – художнику или поэту. Одному нужно визуализировать своё внутреннее видение мира, физически придать образу жизнь, а другому нужно визуализацию передать словами так, чтобы читатель смог не только представить художественный образ, но и прочувствовать его.
Безусловно, в лирике каждого поэта использование цвета имеет свои художественные особенности. Сборник Е. Заславской «Бумажный самолёт. Светлая лирика» наполнен прозрачными и яркими цветами. Эпитет-колоратив светлый, присутствующий в подзаголовке сборника, включает бесконечный ряд индивидуальноавторских значений, раскрывающихся в стихотворениях сборника, а также предполагает широкий спектр всевозможных ассоциативных семантических оттенков в читательской интерпретации [6, с. 296].
Стихотворение «Пусть печаль будет светлой» носит ностальгический характер, создаёт настроение грусти о чём-то безвозвратно ушедшем. Автор сравнивает светлую печаль с июльским небом:
Пусть печаль будет светлой, как небо в июле,
А прощанье коротким, как день в декабре.
Наше детство осталось на старом дворе,
Где мечты сумасшедшие наши заснули,
Где качели взлетали до самых небес… [4, с. 5].
Такое сравнение помогает читателю лучше понять, что поэтесса имеет в виду под «светлой печалью». После прочтения этих строк в воображении читателя сразу же возникает июльское небо – светло-синее, иногда с белыми облаками. Дальше в работу вступает ассоциативный ряд. Лето – это именно та пора, когда происходят события, которые затем вспоминаются с тёплой ностальгией. Словосочетание «июльское небо» вызывает у читателя его личные летние воспоминания, и таким образом он также проникается этим чувством. Подобная реакция от прочтения – к возникновению чувства случается в доли секунды. Читатель может этого не осознавать, поскольку процесс происходит на интуитивном уровне.
В стихотворении «Счастливые глаза» образное выражение «светлый дар» содержит множество дополнительных семантических оттенков, таких как – благодатный, божественный, чистый:
Счастливые глаза нельзя забыть.
Они сияют, светятся, тревожат,
Так не похожи на холодных рыб
На лицах ускользающих прохожих.
Они волнуют, отражая мир,
Как светлый дар, благословенье Божье [Там же, с. 38].
В данном контексте эпитет светлый имеет исключительно положительную смысловую нагрузку, превознося «дар» до уровня чего-то величественного и божественного.
Художественное пространство сборника поэтессы также наполнено и другими цветовыми эпитетами, среди которых преобладают светлые цвета, наделённые способностью вызывать положительные эмоции. В стихотворении «Майское-райское» автор использует розовый цвет. Само стихотворение носит романтический характер, и эпитет розовый помогает читателю погрузиться в эту атмосферу:
В ароматном облаке под райкой,
Что была вся в розовом цвету,
Я с любимым встретилась украдкой
На один короткий поцелуй [Там же, с. 12].
С психологической точки зрения розовый цвет ассоциируется у человека с лёгкостью, влюблённостью, свежестью, беззаботностью. Именно об этом и пишет в своём стихотворении Е. Заславская, упоминая «короткий поцелуй» «украдкой». И розовый цвет усиливает настроение, саму атмосферу стихотворения.
В стихотворениях Е. Заславской эпитет-колоратив белый является часто употребляемым. Известно, что белый цвет обладает множеством разных значений и ассоциаций. В своей книге «Психология цвета» Г. Браэм пишет о том, что белый может означать начало всего, ведь именно этот цвет содержит в себе все существующие цвета. У многих восточных народов белый – символ обретения человеческой душой свободы [2, с. 117]. Белый цвет также ассоциируется с чистотой, божественным началом, просвещением [Там же, с. 118]. Автор работы указывает на то, что у белого есть и ещё одно, совершенно другое восприятие. Часто данный цвет может нести семантику отталкивающей холодности. Это происходит из-за того, что в белом цвете отсутствует какая бы то ни было живость и эмоциональность. Он часто ассоциируется с холодом и снежным пространством [Там же, с. 122].
Белый цвет приобретает абсолютно противоположные значения в зависимости от окружающей его атмосферы. Е. Заславская использует этот цвет для придания поэтическим строкам воздушности, романтичности, но в тоже время и лёгкой холодности, отстранённости. Например, стихотворение «Как будто» имеет мечтательный характер с нотами грусти. Здесь поэтесса использует белый цвет для создания эффекта воздушности, лёгкости художественного образа, а также передачи читателю ощущения холодного ветра:
Холодный ветер вспарывает утро,
И перья белых лепестков
С пугливых яблонь
Летят и кружатся… [4, с. 27].
Похожего эффекта добивается поэтесса от белого цвета в стихотворении «Любовь моя, прости»:
Пусть белых яблонь лёгкая метель
Укроет нас с тобой от жизни прежней [Там же, с. 33].
В контексте сравнения опадающих лепестков яблонь с метелью у читателя белый цвет ассоциируется со снегом, а следовательно – с чистотой и холодом. Это помогает создать в стихотворении атмосферу лёгкой грусти.
Е. Заславская, подобно художнику, умеет придать стихотворению единое цветовое решение. Пример этому мы находим в стихотворении «Абрикосопад». Здесь главным цветом выступает оранжевый. Г. Браэм называет этот цвет «волнующим и энергичным» [2, с. 87]. Он считает, что оранжевый распространяет волнение, но не целенаправленно, как красный, а исходя в разные стороны, излучая будоражащую энергию. «Оранжевый воплощает жизненную позицию, при которой человек в первую очередь прислушивается к своему сердцу и открыт по отношению к окружающим» [Там же, с. 87]. Именно такие свойства цвета раскрываются в данном стихотворении Е. Заславской. В нём оранжевый цвет у читателя также ассоциируется с абрикосами, летом, мёдом, теплом, радостью, наслаждением. Всё перечисленное поэтесса воплощает в художественно ёмких поэтических строках. Оранжевый цвет буквально добавляет красок в стихотворение, благодаря ему и ассоциациям с ним у читателя происходит яркая визуализация художественного образа-пейзажа:
На землю жаркую летят
Плоды оранжевого лета,
И кружат осы в волнах света
И ненавязчиво жужжат [4, с. 12].
Таким образом, анализ семантики отдельных цветов в стихотворениях Е. Заславской из сборника «Бумажный самолёт. Светлая лирика» указывает на отсутствие использования поэтессой тёмных оттенков в создании художественных образов. Её стихотворения наполнены эпитетами с семантикой светлой цветовой палитры. Однако, на наш взгляд, это далеко не главная причина, по которой свою лирику поэтесса называет «светлой». Как было сказано вначале, светлый цвет охватывает широкий спектр оттенков и ассоциаций. Лирика Е. Заславской также полна различных оттенков чувств, настроений, меняющих атмосферность текста. Один и тот же цвет в её стихотворениях может вызывать у читателя различные смысловые ассоциации. Именно поэтому эпитет светлый выступает одним из наиболее семантически ёмких для описания лирики поэтессы.
ЛИТЕРАТУРА
- Ан, С. А. Семантика цвета в художественном творчестве [Электронный ресурс] / С. А. Ан, М. Г. Костерина. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/semantika-tsveta-v-hudozhestvennomtvorchestve.
- Браэм, Г. Психология цвета / Г. Браэм. – М.: АСТ, Астрель, 2009. – 158 с.
- Воронец, Е. В. Место поэтической колористики Ф. И. Тютчева в русской литературе [Электронный ресурс] / Е. В. Воронец. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mestopoeticheskoy-koloristiki-f-i-tyutcheva-v-russkoy-literature/viewer.
- Заславская, Е. Бумажный самолёт. Светлая лирика / Е. Заславская. – Луганск, 2018. – 44 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 432 с.
- Чичерин, А. В. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза и лирика / А. В. Чичерин. – М.: Художественная литература, 1977. – 445 с.