Когда вчера я вслух объявил о намерении написать эту «рецензию», мне заметили, что дело немного странное, потому что ни произведение, которое я собрался рецензировать, еще не выпущено в свет, ни я не держал в руках предмета рецензирования, а лишь однажды прослушал его в авторском чтении – тогда же, вчера. Но это ведь не литературоведческий анализ, поэтому все «ни» и «не» делают задачу только удобнее: на лету услышал, на лету записал.
Новая поэма Елены Заславской называется «Бдыщмэн». Пусть вас не пугает название «поэма» — это не значит, что она на триста страниц, это не первая, а уже скорее десятая поэма, написанная Заславской, и все очень подтянутого и боевитого объема, странички в 3-4 малого формата, которым обычно выпускается все поэтическое. А труднопроизносимое название пусть пугает: в конце концов, оно ведь и должно пугать.
Заславская – физик по образованию, много лет и с удовольствием занимающийся лирикой, работала «общественником» и журналистом, писала стихи и участвовала в жизни «сучукрлита», т.е. современной украинской литературы (писать и участвовать в жизни – совсем разные вещи, обе равно полезные), не ленясь при этом делать настоящих детей (чем вызывала в свой адрес подтрунивания отдельных «деятелей», рожденные завистью, конечно, потому что некоторые не умеют ни семью завести, ни стиха написать, а тут все сразу).
И все это ей помогает. Она пишет о том, что нравится ей, а «участвуя в жизни» умеет сделать это так, как нравится сегодня, а занятия журналистикой вкладывают в ее лирику еще одно измерение, от которого хочется кивать головой и говорить: «Да, актуально!».
Памятные мини-поэмы «За секунду до…», «Бонни и Клайд» были такими, а нынешний (даже будущий, потому что не изданный), с позволения сказать, «Бдыщмэн» и того круче.
Можно догадаться, откуда взялось название. Герой поэмы – он почти супергерой; он умеет стрелять пальцем, производя характерный звук «бдыщ!»
Однако он герой скорее в потенциале, чем в действительности, как герой он еще «не реализовался», и объективных оснований ждать, что он это сделает, у нас нет. У нас есть только лирические прозрения и надежды. «Потенциальный герой» поэмы – сын новых «молчаливых дней», которые разворачиваются вокруг нас прямо здесь и сейчас. Луганск затопляет мутная вода местных выборов… «Единственная альтернатива», «дырявые дороги Камброда», «нефартовый мэр» — концепты, которые три месяца назад граждане жевали вместо бутербродов. В этой водичке плещется и герой. Выбор его прост: потреблять гламурные утешения, телешоу и журналы, совершая свою функцию («сидя на золотой цепочке», как поэтично говорится в поэме, что, конечно, преувеличение, — цепочке этой далеко до благородного металла, да и неблагородные функции сегодня оплачиваются крайне скупо, так что со всех сторон не золотая она), или – сделать свой гражданский поступок!
Лирика, конечно. Современное общество устроилось так хитро, что любой гражданский поступок, как и самая бесчестная подлость, остаются равно
незамеченными. Об этом и плакаты везде вешают и лекции читают: «будь толерантным!», то бишь наше дело – маленькое, наша дорога – сторона. Поэтому, к сожалению, индивидуальный АКТ нашего героя ничего не переменит.
И что, от этого призыв Бдыщмэна пропадает втуне? Думаю, нет. От множественных актов, гражданских поступков, еще не нашло страховки даже самое современное общество. Вот Заславская выступила со своим актом – написала ПОЭМУ. Ей и самой пришлось поработать в той компании в одном из штабов, припасть, так сказать, непосредственно к источнику вдохновения… Что ж, заключим честно: уже стоило проводить эти выборы, чтобы написалась такая поэма.
Виталий Дорофеев