Прочитала статью «Поэзия, знай свое место» Владимира Козлова на Просодии. Хорошая статья. Умная. Помните, как у Честертона, мир делится на «людей, поэтов и умников», поэтому это ответ поэта – умнику.
Также это ответ поэта из «очень лояльного окружения» Захара Прилепина. Читаю Захара давно, лично знаю с 2014 года, когда в Луганск еще не ездил никто, или почти никто. Читаю, знаю, благодарна. В том числе, и за гуманитарную помощь неимущим студентам нашего вуза в то время, когда еда в Луганске была по талонам. Кстати, Владимир, а вы знаете, что такое еда по талонам? Думаю, да, из книг!
Странно читать, что «культура заражается идеологией». Культура уже давно хронически болеет идеологией, и не только в России. Просто у нас, из «лояльного окружения» Захара Прилепина, и у вас, идеологии разные. Просодию не читала, но чтобы не быть голословной приведу в пример проект российского издания «Афиша Daily» – «Новая поэзия». Афиша публиковала три стихотворения определенной тематики, и авторы этих стихов рассказывали, как создавались произведения. Тематика подборок, как правило, лежала в области либеральной повестки и трендов: «Красный день календаря: три стихотворения о менструации», «Слушай они убьют меня: три стихотворения о расизме» (в эту подборку почему-то попало стихотворение Всеволода Емелина «Скинхедский роман»), «Познакомьтесь с квир-поэтом…. » (словом квир обозначают человека, относящегося к сексуальным и гендерным меньшинствам). Или «По окончании войн не знаешь, что делать: Три стихотворения о войне и жизни после нее», подборка была опубликована 22 июня 2020 года, в скорбную дату нападения Германии на Советский Союз. Что там за стихи рассказывать не буду, в одном из них, в стишке-пирожке, каламбур «солдаты едут по частям» выдается за поэзию, а война для автора – синоним слова «борьба», которая может быть и с лишним весом, как замечает автор пирожка. Кому интересно отсылаю к своей статье «Война и порнография. Три стихотворения о войне в проекте «Новая поэзия».
К счастью, для меня, и для большинства людей России, война – это война, во всем ее многообразии, ужасе и героизме, война с врагом, а не с лишним весом. И любая война – это сужение пространства культуры!
С 2015 года я выступаю в прифронтовых городах ЛНР и ДНР, на передовой и в тылу. И всегда, всегда, стихи находят живой отклик, поэтому говорить о том, что «поэты воспринимаются как хранители малопонятной обществу традиции», не верно. Я ощутила это на себе. Дело здесь в другом, скорее, как пишет Захар Прилепин, «народ смотрит телик и слушает радио. Там этих песен и этих стихов нет. Появились было, но тут же праздник оборвался…».
Вы скажете, я не показатель, у меня от силы 600 подписчиков в ТГ, но, знаете, Владимир, песни на мои стихи пяток миллионов пользователей Ютуба прослушали, да и что такое эта война, я знаю не понаслышке.
Вы, Владимир, пишете, что «поэзия сегодня лезет туда, где достойного места она занять не может», что есть более поэтические поэты, чем те, что выступили на федеральных каналах, пишете какие вы молодцы, что возделываете поле русской поэзии и публикуете поэтов, которые имеют противоположные оценки происходящего. Может вы, и правда, молодцы. Но читать, пусть и хорошие стихи, пусть даже гениальные стихи, поэтов, которые поддерживают вражескую армию, которые молчали 8 лет, пока бомбили города Донбасса – я не хочу, не буду, и другим тоже не советую. Может потом, когда-нибудь.
Пока наши мужчины каждый день рискуют своей жизнью, пока гибнут, воюя, пока продолжаются обстрелы мирных городов Донбасса и России, мы будем слушать поэтов на танках, небрежных, безбрежных, разных, но тех, которые поддерживают, вдохновляют, «облекают в плоть и кровь несмелую утонченность толпы», ее боль, ее надежду, ее героизм, пропуская через себя, через свою личную судьбу.
Вы пишете, что возникла ситуация, когда русская культура может получить дополнительное встречное движение в виде требования идеологической верности, но движение это еще не превратилось в руководство к действию. А «если превратится, останется взять свою лиру как христианскую святыню и унести ее на недоступные вершины Кавказских гор – так в древние времена и спасали святыни от воюющих».
Все так, Владимир. Мы очень надеемся, что требование идеологической верности превратится в руководство к действию, и наши стихи будут звучать по радио и ТВ. Так, что собирайтесь, берите лиру, вас ждут недоступные вершины Кавказских гор!
А что, хороший вызов и для поэта, и для умника!