Современный человек живет в условиях информационной перегрузки, когда структуры культурного и социального размываются под воздействием нарастающего информационного шума. Старые структуры порядка, которые были сформированы в эпоху модерна и индустриального общества, разрушаются. Эти структуры возникли в Европе в Новое время и были реализованы в обществах модерна. Они включают в себя индустриализацию, демократизацию, всеобщее образование и воплощаются в серии социетальных институтов, таких как исследовательский университет, национальное государство, либеральная рыночная экономика. Основой этих преобразований является рациональность, которая, по словам Макса Вебера, обеспечивает наиболее полное воплощение свободы и разума в обществах модерна[1].
Однако структуры модерна уничтожаются в процессе функционирования информационного пространства, которое в наибольшей мере реализуется в обществе постмодерна. Уничтожение культурных структур модерна охватывает не только социальную сферу. Также разрушаются старые методы контроля, создавая иллюзию новой свободы, которая, тем не менее, поглощается новыми структурами контроля, возникающими с использованием информационных технологий [2]. Процессы деструкции культуры модерна отражаются в культуре, искусстве и новых медиа.
Российский публицист В. Мараховский так описывает неустранимые минусы свободы и разнообразия в информационном пространстве: «Именно потому, что в интернетах много свободы и мало цензуры, они в последние годы производят все более и более ударными темпами уже даже не просто «особые реальности», а реальности совершенно ложные. Соцсети (из которых новости черпает, на всякий случай, каждый пятый) уже сегодня под завязку забиты сенсационными событиями, которых не происходит и никогда не происходило. Цитатами и заявлениями, которых никто в действительности не делал. Документами, которых не существует»[3].
Такое положение вещей русский философ А. Секацкий называет новой диалектикой свободы, главная угроза которой в том, что «уничтожены ориентиры и уничтожена иерархия истины. Сложилась ситуация «бытия под шумок», идеальная для ловли рыбки в мутной воде»[4] .
Французский философ Ж. Бодрийяр говорит о чрезмерной перегруженности сети (знаниями, информацией, мощью) и гипертрофированном контроле, блокирующем все интерстициальные нервные импульсы. Он отмечает, что на смену классическим моделям детерминации и каузальности пришли алеаторные модели культуры, которые «отражают переход от систем, определяющихся расширением, систем производства и распространения во всех направлениях – неважно, в виде звезды или ризомы, – так или иначе все философские положения о высвобождении энергии, интенсивности излучения и молекуляризации желания движутся в том же направлении – в сторону насыщения интерстициальных и бесконечных сетей»[5]. Философ отмечает, что следующей фазой после расширения и распространения энергии является фаза имплозии культурного. Это означает появление новых принципов систематизации в информационном хаосе.
Попытки воссоздания жестких логосных структур культурного и социального в прежнем виде не могут быть успешными, потому что культура постмодерна сможет разрушить и новые структуры, выстроенные по типу рациональности модерна. Поэтому противостоять информационному шуму могут только принципиально новые смысловые системы. Они не должны быть жесткими, так как жестко логически связанные элементы смысла легко растворяет и поглощает ризома, моделирующая искусство постмодерна. Эти системы не должны также быть навязанными извне, потому что любую связь с источником прерывает и глушит информационный шум. Таким образом, реверсия информационного хаоса, о которой говорит Бодрийяр, возможна как появление новых смысловых форм, органичных, а не логосных, и в то же время не менее универсальных, чем тот хаос, которому они должны противостоять. Такие формы могут появиться в процессе синтеза искусств.
Российская исследовательница О. Гудошникова выдвинула гипотезу о том, что «в зарождающемся постиндустриальном обществе, в связи со становлением человеческой универсальности, эклектичный синкретизм современности получит характер органического единства. Уже сейчас наблюдается тенденция в культуре вообще и в искусстве в частности осмыслять реальность как целостность во всем ее структурном и функциональном многообразии. Исходя из этих тенденций, благодаря которым природные и культурные явления обретают некую целостность, понятие синкретизма становится все более актуальным для социальной философии»[6].
По мнению Гудошниковой тенденция к синтезу всех видов искусств, а также к технологизации искусства, непосредственно связана с развитием человеческой универсальности. «Проникновение науки в область эстетического познания мы явственно ощущаем в такой тенденции, как его интерактивность (виртуальность). Эксперименты с трехмерным изображением и «клонированием» исполнителей расширяют пространство и ломают границы восприятия, находясь на пути к другому искусству, где соавторами становятся научно-исследовательские институты. Современные звуковые, визуальные технологии оказываются новыми средствами выражения художественного замысла автора…»[7]. Таким образом, в современном искусстве появляются феномены, несводимые к синкретическому собранию разнообразных элементов прежней культуры. В этих новых художественных явлениях разнородные элементы соединяются синтетически, порождая новую художественную форму, выявляя новую универсальность, способную функционировать как целое в обстановке информационного хаоса.
Гудошникова выделяет основные тенденции в современном синтезе искусств, который выходит на первый план в художественной культуре XXI века: цитирование, ритуальность, интерактивность искусства, размывание границ авторства, потребность в интеллектуальном зрителе, технологизация искусства, стирание грани между жизнью и творчеством.
Ярким примером синтетического искусства являются проекты голландской студии DRIFT, основанной в 2007 году Лоннеке Гордайн и Ральфом Наута, выпускниками Академии дизайна в Эйндховене. В инсталляциях и интерактивных скульптурах этой студии связь между природой, человеком и технологией является ключевой. Работы их занимают уникальное место на стыке таких дисциплин, как техническое искусство, перформанс и биодизайн, осуществляя синтез этих различных сфер человеческого творчества.
Работы студии экспонировались на ведущих художественных ярмарках, в галереях и музеях по всему миру, таких как Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Арсенальная выставка в Нью-Йорке, всемирная выставка Экспо Шанхай.
В своих проектах голландские дизайнеры изучают алгоритмы природных явлений и с помощью современных технологий переводят эти данные в поэтический, медитативный опыт. Для реализации своих творческих идей студия DRIFT сотрудничает с учеными, программистами, инженерами и другими специалистами из сферы точных наук.
Оба художника считают, что искусство может помочь восстановить связь человека с природой и способствовать осознанию своего места в мире: «Мы хотим заставить людей остановиться и обрести спокойствие, даже если это всего на несколько минут»[8].
Среди проектов студии DRIFT совместно со знаменитым голландским архитектурным бюро Рема Колхаса реконструкция здания бывшей амстердамской тюрьмы Бийлмербайес. Вместо тюрьмы здесь будет большая мастерская, лаборатория и научно-исследовательский центр. Это символично, ведь тема свободы одна из ключевых в творчестве художников.
Рассмотрим два проекта студии DRIFT, летающую скульптуру «Привилегия свободы» – «Franchise Freedom» и многопрофильную световую скульптуру «Хрупкое будущее» – «Fragile Future», как феномены синтеза искусств, реализующие новый подход к проблеме свободы человека, контроля в информационном обществе и возникновения новой универсальности.
Скульптура «Привилегия свободы» – это, пожалуй, самый сложный проект студии DRIFT на сегодняшний день. В течение десяти лет художники работали над тем, чтобы смоделировать поведение стаи птиц с помощью технологий. Премьера проекта состоялась в отеле Faena во время фестиваля Art Basel Miami Beach в 2017 году[9].
Вот как описывает увиденное журналистка Мария Дидеро: «Рой дронов летел над Атлантическим океаном: радиоуправляемая стая, ее фантастический, но реальный и заслуживающий доверия танец, воссоздал полет птиц, когда они вместе двигаются в небе…» По мнению Марии Дидеро авторам удалось возвысить свои крылатые машины до существ могущих чувствовать, подобно людям[10].
Итак, скульптура «Привилегия свободы» состоит из сотен беспилотников, имитирующих полет стаи птиц. Каждый беспилотник представляет собой дрона с источником света внутри. Их полет создает непрерывно меняющийся художественный объект в небе, которое таким образом превращается в художественное пространство. Чтобы создать работу «Привилегия свободы», студия DRIFT изучила естественные схемы полета скворцов и перевела их в программное обеспечение, специально разработанное и встроенное в дроны. Дроны руководствовались специально созданным алгоритмом, который одновременно допускает как индивидуальный выбор, так и движение всей группой. Инновационная технология позволила создать в небе трехмерное изображение, которое можно рассматривать под разными углами. Движение дронов сопровождалось музыкой, написанной и исполненной композитором Джоупом Бевингом.
О том, как возникла идея создания проекта, его авторы Лоннеке Гордайн и Ральф Наута рассказали журналистке Марии Дидеро: «Наше увлечение началось с наблюдения за скворцами. Нас восхитила красота поведения стаи, но затем возникли вопросы. Почему эти птицы ведут себя так, что ими движет? Мы рассматривали птиц как символ свободы, но, проводя с ними больше времени, глядя на их скопления, мы начали задаваться вопросом, действительно ли они свободны? Ведь каждая птица должна мгновенно реагировать на движения всех своих соседей, чтобы находиться в стае….»[11]. Действительно, способность летать и не подчиняться гравитации – это лучший способ быть свободным. Но в то же время поведение стаи во многом определяется всевозможными правилами. Так Наута сравнил поведение птиц в полете с коллективным разумом[12].
По замыслу авторов произведение «Привилегия свободы» как раз и должно демонстрировать противоречие между индивидуальной свободой и безопасностью. «Произведение искусства представляет собой поэтическую иллюстрацию того, как мы, люди, стремимся жить автономно в обществах, определенных правилами и соглашениями. Хотя шаблоны кажутся случайными, и впечатление от такого роя может напоминать нам о свободе, поведение этих птиц полностью организовано и подчиняется многим правилам и инстинктам выживания… Если бы каждая птица действовала самостоятельно, результатом был бы полный хаос. Как и птицы, люди находят безопасность в группе, и в то же время они вынуждены действовать в соответствии с набором правил, по которым функционирует общество. Тот, кто выбирает полную индивидуальную свободу от этих правил, вынужден действовать вне общества. Каков идеальный баланс между двумя этими понятиями? Является ли свобода иллюзией?»[13] – задаются вопросом авторы проекта.
При этом сами так отвечают на вопрос, является ли свобода иллюзией. «Конечно, свобода не так проста. Если вы внимательно посмотрите на стаю, вы увидите, что отдельные птицы на самом деле не двигаются свободно. Они находятся в постоянном контакте с другими птицами и должны следовать ряду правил, чтобы избежать сбоев или полного хаоса. То же самое с людьми. Во многих отношениях мы стремимся к свободе; на работе, в личной жизни, но мы не можем жить свободно, потому что являемся частью общества с набором правил. Абсолютная свобода – иллюзия как для природы, так и для человека», – говорит Леоннеке Гордайн[14].
Президент ПАСЕ Марк Глимчер, представляя летающую скульптуру студии DRIFT в Майами, так охарактеризовал главную идею работы: студия DRIFT демонстрирует нам столкновение двух мировосприятий – традиционного и современного. По его словам, традиционное мировосприятие – наблюдать за акробатикой скворцов, когда они реагируют на свет, и за таинственным танцем, который они исполняют. Наше современное мировосприятие состоит в том, чтобы увидеть машину, подобную дрону, действующую совершенно иначе – контролируемым и арифметическим образом. «Когда мы видим, как стая дронов работает как стая птиц, мы ожидаем прекрасного столкновения двух мировоззрений», – сказал он[15].
Очевидно, что проект такого масштаба требует значительного финансирования. Студия DRIFT нашла идеального партнера своим идеям – компанию BMW. Во многом успешное сотрудничество было обусловлено общей философией.
Ральф Наута говорит: «Наша главная цель состоит в том, чтобы культурно связать индустрию технологий с индустрией творчества для более устойчивых футуристических разработок. Примером является наше сотрудничество с Intel и BMW для создания поэтического роя дронов»[16].
«Я думаю, что есть связь в духе того, как мы работаем; как мы оба ищем инновации и создаем что-то совершенно новое», – говорит Лоннеке[17].
Работа «Привилегия свободы» не появилась бы без интерактивной легкой установки под названием «Летящий свет», разработанной студией DRIFT в 2007 году. «Летящий свет» представляет собой рой огней, танцующих в стеклянной скульптуре, которая сама по себе напоминает стаю – хрупкий, свободно плавающий кластер прозрачных трубок, анимированный светодиодами и программным обеспечением. Огни движутся через группу стеклянных элементов, как если бы они были стаями птиц. Гордайн говорит: «Разрабатывая «Летящий свет», мы начали интересоваться, сможем ли мы создать это движение без статических границ, буквально без каких-либо условий. Свет вместо того, чтобы находиться в стеклянных элементах, должен был бы свободно перемещаться в трехмерной среде. Так мы пришли к идее дронов. Когда мы начали разрабатывать эту идею в 2008 году, еще не было необходимых технологий. Дроны были только в разработке.»[18].
Алгоритм, который генерировал поведение движущихся источников света, дорабатывался в течение многих лет и лег в основу проекта «Привилегия свободы». Совместно со специалистами Технологического университета Делфта студия DRIFT адаптировала самоорганизующуюся логику источников света, чтобы предоставить каждому дрону некоторую степень автономии в рамках коллективной группы. Суть алгоритма была следующая: генерировать автономные реакции на триггеры окружающей среды. Как отмечает Гордайн это сложная формула, которая изменяется при изменении одного из параметров, что приводит к «поведению, которое имитирует то, что вы видите у настоящих птиц в небе или рыб в море». Как и огни в «Flylight», дроны летели вместе, но не в виде жесткой структуры; они следовали правилам, но не предопределенной хореографии.
Журналистка Аннели Ботз пишет: «Ночь упала на пляже в Майами, штат Флорида. Сотни гостей… Все смотрят на ночное небо, плененные сериями огней, медленно поднимающихся, падающих и движущихся навстречу друг другу. Как гигантская стая птиц в облаке над водой, 300 дронов Intel, оснащенных светодиодными лампами, датчиками и интеллектом роя, танцуют, падают и самопроизвольно меняют направление в воздухе. Пианист Джоуп Бевинг играет на заднем плане, и среди зрителей царит чувство трепетного молчания.». Ботз отмечает, что хотя танец дронов длился чуть более пяти минут, но публика была полностью вовлечена, а студия DRIFT выполнила свою задачу. «Мы хотим повысить осведомленность людей о настоящем, открыть глаза на возможности и снять страх перед техническим прогрессом»[19].
Таким образом, проекту студии DRIFT «Привилегия свободы» присущи все черты синтетического искусства, указанные выше. Студия Дрифт реализует стратегию размывания авторства, когда автором произведения искусства выступают не только художники, которые его придумали, но и целые исследовательские институты, технические корпорации, а также зрители, воспринимающие произведение. В проекте также присутствует цитирование, технологизация, объединение человека, природы и техники.
Еще одна скульптура студии DRIFT, которая демонстрирует все признаки синтеза искусств, называется «Хрупкое будущее». Скульптура, созданная в 2005 году, была дипломным проектом Лоннеке Гордайн. Она представляет собой настенную систему освещения, состоящую из несколько сотен светоизлучающих одуванчиков, соединенных трехмерными бронзовыми электрическими цепями. Каждый одуванчик является синтетическим арт-объектом, который соединяет технические и природные элементы. Для создания каждого из сотен арт-объектов проекта были собраны вручную настоящие семена одуванчика, после чего они были приклеены к светодиодам.
Электроника управлялась естественными инстинктами выживания, отмечает журналист Маркус Фаерс: «Хрупкая установка защищает себя, делая вид, что выходит из строя, когда кто-то подходит слишком близко. Это тот же механизм, что и у мака, который отбрасывает свой лепесток, когда вы выбираете его, или у божьей коровки, которая притворяется мертвой в вашей руке»[20].
Создавать проект было непросто. Он состоит из замысловатых трехмерных бронзовых цепей, которые проводят электричество, головки одуванчика прикреплены к светодиодным светильникам и размещены с предельной точностью по каркасу бронзовых цепей. Все это, чтобы создать невероятный, привлекательный эффект: одуванчики естественным образом смягчают свет, проникающий сквозь светодиоды, создавая тонкий поток нежного, успокаивающего свечения.
В 2007 году проект был переработан в модульную настенную систему освещения. Один модуль представляет собой видимую цепь с небольшими огнями. Этот модуль легко прикрепить к следующему (семью различными способами). Таким образом, можно создать композицию из нескольких модулей в зависимости от пространства и атмосферы[21].
По замыслу авторов, этот проект направлен против массового производства и неконтролируемой культуры. «Являются ли быстрые технологические разработки нашего века действительно более продвинутыми, чем эволюция природы, в которой одуванчик является таким преходящим и символическим примером? И как эти две категории могли развиваться вместе?» – задаются вопросом авторы[22].
Гордайн и Наута так отвечают на эти вопросы: вместо человека, пытающегося отвергнуть природу и доказывать свое превосходство, и человека, пытающегося имитировать природу, лучше встретиться посередине и найти баланс[23]. Гордайн говорит: «Подумайте о мимолетности одуванчика – один удар, и все прошло. Это растение, знакомое каждой стране и каждой культуре, но никто не останавливается, чтобы посмотреть на него».
Наута развил проект Гордайн «Хрупкое будущее» в одиночной лампе «Светящийся одуванчик» – «Dandelight» [24]. Само это название представляет собой каламбур, объединяя два слова одуванчик – «Dandelion» и свет – «light» и говорит нам о слиянии, соединении, синтезе. В результате получилась светодиодная лампа на батарейках, покрытая семенами одуванчика. Стоимость лампы составляет 100 фунтов стерлингов, а в описании значится: «В фольклоре говорится, что одуванчик может быть часами, барометром, носителем снов или предвестником любви, а сдувать его семена – это волшебный детский опыт. Голландская дизайнерская студия DRIFT добавила прелести одуванчику, старательно удаляя семена по одному и приклеивая их к светодиодной лампе, чтобы создать очаровательный «Светящийся одуванчик». Лучше всего держать его под стеклянным куполом – одно сильное чихание может превратить его в красивый бронзовый ствол, вырезанный лазером»[25].
Работы студии DRIFT обладают собственной эстетикой, включающей четкое сочетание высокотехнологичных и поэтических образов, в которых свет выступает в качестве символического и эмоционального компонента, который лежит в основе жизни на Земле.
Наута и Гордайн подчеркивают, что в нашем все более технологичном мире им хотелось создать что-то простое, хрупкое, но в то же время уникальное. Наута говорит: «Свет – важный аспект нашей работы, но он используется в качестве материала или ингредиента, а не освещения. «Хрупкое будущее» – люстра не о том, как видеть в темноте, а о передаче эмоций. Это также произведение, о котором нужно заботиться, чтобы сохранить его эстетику и продолжать наслаждаться им, и это тоже было важно для нас»[26].
Итак, работа «Хрупкое будущее» также обладает важнейшими признаками синтетического искусства: цитирование – отсылка к фольклору, размывание границ между автором и зрителем, технологизация искусства.
Все проекты студии, включая рассмотренные в статье проекты «Привилегия свободы» и «Хрупкое будущее», являются перформативными произведениями, синтезирующими технологии, науку и искусство. При этом каждый творческий проект голландской студии DRIFT не сводится к сумме составляющих его компонентов, а обобщает такие их свойства как идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства, времени и оказывает многостороннее эмоциональное воздействие на восприятие человека.
Таким образом, в работах студии DRIFT реализованы формы синтетического искусства, которые способны стать центром кристаллизации новой универсальности. Эти проекты выражают идею свободы в современном обществе, то есть несут в себе всю диалектику этого понятия на современном этапе. Свобода выступает как глубинная потребность человека, его неотчуждаемое, сущностное свойство, и как результат социального взаимодействия множества индивидов, и как синтез обоих процессов. Проекты голландских авторов показывают также амбивалентную роль технологий в процессе обретения новой универсальности: поскольку исключить технологии из жизненного пространства современного человека невозможно, их следует использовать для создания новых смыслов. Прогресс технологий породил информационный шум, разрушающий старую логосную культуру, основанную на структурах рационального, однако технологии могут быть использованы для создания культурных форм органического единства искусства, природы, смысла и техники, которые смогут противостоять силе хаоса.
ЛИТЕРАТУРА
- Бодрияр Ж. Симулякры и симуляции : [пер. с фр. А. Качалова]. М. : ПОСТУМ, 2018. 240 с.
- Гудошникова О. Ю. Становление человеческой универсальности в контексте современного синкретического искусства // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. № 6 (42). С. 56 – 63.
- Заславская Е. А. Диалектика свободы и контроля в современном искусстве и феноменах виртуального пространства [Электронный ресурс] // Материалы конференции «Диалектика свободы человека». 11.12.2018 г. Москва, Центр этики и эстетики Русского Мира. URL: http://russduh.ru/publikacii/dialektika_svobody__i_kontrolya (дата обращения: 20.01.2019)
- Ищенко Н. С. Русский культурный архетип как основание русской модерности // Вестник развития науки и образования. № 7. 2018. С. 57 – 65.
- Мараховский В. Как сделать, чтобы Китай не захватил Сибирь: битва интернета с телевизором [Электронный ресурс] // РИА Новости. 02.2019. URL: https://ria.ru/20190211/1550654073.html (дата обращения: 11.02.2019)
- Савостьянова М. Studio Drift: лучшие в направлении tech art [Электронный ресурс] // Интерьер + дизайн. URL: http://www.interior.ru/design/name/3415-studio-drift-luchshie-v-napravlenii-tech-art.html (дата обращения: 14.02.2019)
- Секацкий А. Щит философа: избранные эссе. СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 448 с.
- Botz А. Studio Drift are advancing AI technology in the arts by simulating nature [Electronic resource] // FvF Productions. 16.01.2018. URL: https://www.freundevonfreunden.com/interviews/studio-drift-are-advancing-ai-technology-in-the-arts-by-simulating-nature-and-its-not-as-simple-as-it-sounds/
- Boucher A. Swarm of Drones Is Performing a High-Tech Version of the Flight of the Starlings at Art Basel [Electronic resource] // Artnet News. 6.12.2017. URL: https://news.artnet.com/art-world/drones-art-basel-miami-beach-1168901
- Didero M. C. Studio Drift: dream big and think of the improbable [Electronic resource] // Domus. 25.01.2018. URL: https://www.domusweb.it/en/design/2018/01/25/studio-drift-dream-big-and-think-of-the-improbable.html
- Drift: FRAGILE FUTURE [Electronic resource] / Drift. URL: http://www.studiodrift.com/work/#/work/fragile-future-iii/
- Drift: FRANCHISE FREEDOM: an aerial sculpture by studio drift [Electronic resource] / URL:http://www.studiodrift.com/work/#/franchise-freedom/
- Fairs. М. Dandelight by Drift [Electronic resource] // Dezeen. 23.04. 2007. URL: https://www.dezeen.com/2007/04/23/dandelight-by-drift/
- Nayeri F. In Miami. It’s a Bird. It’s a Plane. It’s … a Flock of Drones? [Electronic resource] // The International New York Times. 12.2017. URL: https://www.nytimes.com/2017/12/05/arts/flock-of-drones-art-basel.html
- Studio Drift Dandelight [Electronic resource] / FT.07. 2016. URL: https://howtospendit.ft.com/house-garden/100523-studio-drift-dandelight
- Studio Drift: The Synergy Between Nature and Technology [Electronic resource] / Сonasur. 11. 2017. URL: https://conasur.com/fragile-future-studio-drift/
ССЫЛКИ:
[1] Ищенко Н. С. Русский культурный архетип как основание русской модерности // Вестник развития науки и образования. № 7. 2018. С. 57 – 65.
[2] Заславская Е. А. Диалектика свободы и контроля в современном искусстве и феноменах виртуального пространства [Электронный ресурс] // Материалы конференции «Диалектика свободы человека». 11.12.2018 г. Москва, Центр этики и эстетики Русского Мира. URL: http://russduh.ru/publikacii/dialektika_svobody__i_kontrolya (дата обращения: 20.01.2019)
[3] Мараховский В. Как сделать, чтобы Китай не захватил Сибирь: битва интернета с телевизором [Электронный ресурс] // РИА Новости. 11.02.2019. URL: https://ria.ru/20190211/1550654073.html (дата обращения: 11.02.2019)
[4] Секацкий А. Щит философа: избранные эссе. СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 448 с.
[5] Бодрияр Ж. Симулякры и симуляции : [пер. с фр. А. Качалова]. М. : ПОСТУМ, 2018. 240 с.
[6] Гудошникова О. Ю. Становление человеческой универсальности в контексте современного синкретического искусства // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. № 6 (42). 2012. С. 56 – 63.
[7] Гудошникова О. Ю. Становление человеческой универсальности в контексте современного синкретического искусства. С. 56 – 63.
[8] Botz А. Studio Drift are advancing AI technology in the arts by simulating nature [Electronic resource] // FvF Productions. 16.01.2018. URL: https://www.freundevonfreunden.com/interviews/studio-drift-are-advancing-ai-technology-in-the-arts-by-simulating-nature-and-its-not-as-simple-as-it-sounds/
[9] Nayeri F. In Miami. It’s a Bird. It’s a Plane. It’s … a Flock of Drones? [Electronic resource] // The International New York Times. 5.12.2017. URL: https://www.nytimes.com/2017/12/05/arts/flock-of-drones-art-basel.html
[10] Didero M. C. Studio Drift: dream big and think of the improbable [Electronic resource] // Domus. 25.01.2018. URL: https://www.domusweb.it/en/design/2018/01/25/studio-drift-dream-big-and-think-of-the-improbable.html
[11] Didero M. C. Studio Drift: dream big and think of the improbable
[12] Boucher B. A. Swarm of Drones Is Performing a High-Tech Version of the Flight of the Starlings at Art Basel [Electronic resource] // Artnet News. 6.12.2017. URL: https://news.artnet.com/art-world/drones-art-basel-miami-beach-1168901
[13] Drift: FRANCHISE FREEDOM: an aerial sculpture by studio drift [Electronic resource] / Drift. URL:http://www.studiodrift.com/work/#/franchise-freedom/
[14] Botz А. Studio Drift are advancing AI technology in the arts by simulating nature
[15] Nayeri F. In Miami. It’s a Bird. It’s a Plane. It’s … a Flock of Drones?
[16] Didero M. C. Studio Drift: dream big and think of the improbable
[17] Botz А. Studio Drift are advancing AI technology in the arts by simulating nature
[18] Botz А. Studio Drift are advancing AI technology in the arts by simulating nature
[19] Botz А. Studio Drift are advancing AI technology in the arts by simulating nature
[20] Fairs. М. Dandelight by Drift [Electronic resource] // Dezeen. 23.04. 2007. URL: https://www.dezeen.com/2007/04/23/dandelight-by-drift/
[21] Fairs. М. Dandelight by Drift
[22] Drift: FRAGILE FUTURE [Electronic resource] / Drift. URL: http://www.studiodrift.com/work/#/work/fragile-future-iii/
[23] Studio Drift: The Synergy Between Nature and Technology [Electronic resource] / Сonasur. 28.11. 2017. URL: https://conasur.com/fragile-future-studio-drift/
[24] Савостьянова М. Studio Drift: лучшие в направлении tech art [Электронный ресурс] // Интерьер + дизайн. URL: http://www.interior.ru/design/name/3415-studio-drift-luchshie-v-napravlenii-tech-art.html (дата обращения: 14.02.2019)
[25] Studio Drift Dandelight [Electronic resource] / FT. 17.07. 2016. URL: https://howtospendit.ft.com/house-garden/100523-studio-drift-dandelight
[26] Studio Drift: The Synergy Between Nature and Technology
Заславская, Е. А. Синтез искусств в творчестве голландской студии DRIFT / Е. А. Заславская // «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи — стили — жанры»: материалы II Международной научной конференции (4-5 марта 2019) / Cанкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Голландский институт в Санкт-Петербурге / под ред. Н. А. Николаевой, С. В. Конанчук. — СПб.: Александрия, 2019. — 45-46 с.