Тезисы, представленные на республиканскую конференцию Матусовские чтения в мае 2019 года.
М. А. Колесник
Цель нашего исследования – изучение идейно-смыслового содержания художественного образа в пространстве лирики луганской поэтессы Елены Заславской. Объектом исследования стали поэтические сборники «Эпоха моей любви», «Бумажный самолет» Е. Заславской, в которые вошли стихотворения разных лет. Основные задачи исследования заключались в определении наиболее типичных художественных образов в данных сборниках и их идейно-смысловая интерпретация.
Е. Заславская – известная поэтесса Луганщины, член Союза писателей ЛНР, главный редактор газеты «Камертон» Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского, сайта о культурной жизни Луганска oduvan.online. Критики отмечают, что творчество поэтессы обладает классической традиционностью, обращенностью к современности, приверженностью общечеловеческим ценностям, неутомимым поиском сущности личностного лирического «я» [4].
Одним из главных понятий в интерпретации идейно-тематического содержания поэтических произведений является художественный образ, связанный с пониманием литературы как искусства слова. По мнению исследователей, художественный образ – это «результат расширенного творческого освоения характерного содержания жизни и предстает в виде художественно типизированной или художественно освоенной характеристики, то есть такой характерности, в которой художник творчески освоил связь индивидуального бытия человека с обществом или с миром в целом» [1, с. 20]. Данный термин также выступает в литературном произведении источником эстетических, психологических и морально-этических представлений автора: именно через художественный образ писатель раскрывает личностный взгляд на мир. С другой стороны, художественный образ в поэтическом тексте может быть средством познания непосредственно образа лирического героя, не отождествляемого с образом поэта, но обращённого к нему, репрезентирующего сущность лирического «я» поэта. Такой художественный образ формируется в сознании читателя постепенно, по мере его знакомства-прочтения ряда стихотворений одного автора, объединённых единым смысловым содержанием поэтического сборника [5].
Одним из главных образов, сразу же выделяющимся даже при поверхностном ознакомлении с творчеством поэтессы, является образ самолета, присутствующий и в названии последнего сборника стихотворений Елены – «Бумажный самолет». Образ самолета в данном сборнике, имеющим подзаголовок «Светлая лирика», свободен от ставших привычными сегодня тематических ассоциаций с военной техникой, воспринимается читателем как легкий и воздушный образ, обращенный к поэзии: К тебе летит бумажный самолет, / Везет немного гласных и согласных, / Они покинули мой старенький блокнот, / Чтоб пересечь и время, и пространство… («Бумажный самолет»).
Более тяжеловесным, но глубоким представляется образ самолетов – поэтов, которые, однако, в отличие от относительно безопасного средства транспорта, не слишком часто терпящего крушения, неизбежно становятся жертвами ужасных катастроф: Мои самолеты, как птицы из стали, / Мои самолеты сегодня устали, / АС Пушкин подбит, полыхает как гений, / Не справился с мертвой петлею Есенин… («Мои самолеты»)
Тесно связанным с образами поэтов-самолетов выступает противопоставленный им образ гравитации, препятствующей свободному полету, по-видимому, олицетворяющему в художественном пространстве лирики поэтессы высшее, едва достижимое чувство любви, проводником которого является сама поэзия: Стихи существуют, / Чтобы презреть гравитацию, / Чтобы к тебе прикасаться / Губами и пальцами… («Презреть гравитацию», [3, с. 18]).
Метафора с гравитацией – интересна и глубокомысленна, но, на наш взгляд, несколько оторвана от жизни, современности, признающей эту силу тем, что позволяет миру быть именно таким, каким мы привыкли его видеть: вместо того, чтобы разлетаться тяжело поддающимся к осознанию числом частиц в бесконечном пространстве на расстояния, далекие настолько, что вероятность их воссоединения, возможно, не равна нулю только из-за существования теории Большого Сжатия в качестве альтернативного сценария конца Вселенной. Полет в невесомости – предмет грез романтиков – далек от рациональных соображений, так как несет в себе мало ценности, если рассматривать его материалистически. Полет, воспринимаемый как возвышение, достижение того, что, казалось бы, несвершимо, существует так же в другой форме – птичьей. Для человека невозможность подобного является биологической неприспособленностью. Но стоят ли того крылья, когда для того, чтобы всё же летать, нужно иметь вес, позволяющий это и ставящий крест на развитии головного мозга до размеров вроде нашего? Ведь данное условие стоит в списке первых среди предпосылок к возникновению разума. Наличие этой удивительной способности позволило человечеству обеспечить себя аналогами преимуществ животных: скорость автомобилей, сила подъемных кранов и, в конце концов, перемещения по небу на самолетах. Мы полагаем, что именно такой полет приемлемо сравнивать с поэзией, являющейся, как и плоды науки, достижением, показывающим истинный уровень развития человечества.
Сквозной темой сборников «Эпоха моей любви», «Бумажный самолет» Е. Заславской является тема любви, определяющая идейную основу созданных в сборниках художественных образов. Именно сквозь призму художественно-абстрактного образа любви, явленного в конкретно-поэтических образах, лирическая героиня осмысливает многогранность человеческого бытия, окружающего мира: …составляет судеб карты / Любовь – всесильная княжна. / Крестом случайной нашей встречи / Опоясала шар земной… («На карте судеб перекресток…», [2, с. 22]).
Поэтесса предлагает читателю лирическое определение этого чувства: Любовь не требует взаимности, / И не гадает: что же будет?.. Есть только шаг один до вечности, / до тихой легкокрылой нежности, / до бьющей в сердце откровенности, / до истинной душевной верности… («Любовь не требует…» [3, с. 17]); Любовь не приемлет / Ни срока годности, / Ни срока давности. / Она измеряется верностью, / Чаще предательством, / Но с точки зрения вечности, / Всё равно не заканчивается… («По кругу», [Там же, с. 32]).
Чувство любви в пространстве сборника «Бумажный самолет» интерпретируется в философско-смысловых координатах «любовь и реальность» (Нас разделяют границы. / Линия фронта. Линия жизни. / Мы будем друг другу сниться, / Это все, что осталось нам ныне… («Границы», [Там же, с. 17]), «любовь и поэзия» (…Наверное, мир / Только снится нам, / Стёрлись все буквы / И рифмы все выцвели, / Но на устах остаются и / Не забываются / Вкус поцелуя / И вечное чудо кириллицы… («Презреть гравитацию», [Там же, с. 18]; Ты исчезаешь из моей реальности, / Потом появляешься пунктиром, / Неровным сердечным ритмом, / Проходишь по касательной дня / Ямбом являясь / На клочке листа… («Ты возвращаешься», [Там же, с. 21]), «любовь и жизнь» (Жизнь на любви замешанная глина, / Ведь чтобы выжить, нам нужна причина, / И чтобы умереть – нужна причина, / А для любви причины не нужны. («Когда-нибудь», [Там же, с. 43]). Приведенные цитаты – поэтически строки из сборника стихотворений «Бумажный самолёт» – свидетельствуют о том, что любовь является в нём не только тематически-смысловой доминантой, но и художественным образом-мотивом, объединяющим всю лирику сборника в единый художественный текст.
Таким образом, художественные образы самолета, полета, птицы в поэзии Е. Заславской обладают смысловой многогранностью, способностью к воплощению общего, абстрактного в частном. В творческом мышлении поэтессы образы поэзии и любви неразрывно связаны как явления, не существующие одно без другого. Безусловно, что такая поэзия развивает воображение читателя, обращает его внимание на вечные общечеловеческие ценности, которые несёт с собой чувство любви.
ЛИТЕРАТУРА
- Борисова, Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике / Е. Б. Борисова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 35 (173). Вып. 37. – С. 20 – 26.
- Заславская, Е. Эпоха моей любви / Е. Заславская. – Луганск : Світлиця, 1997. – 80 с.
- Заславская, Е. Бумажный самолёт. Светлая лирика [Электронный ресурс] / Е. Заславская. – Луганск, 2018. – Режим доступа: http://zaslavskaja.com/wp-content/uploads/2018/10/paper_plane.pdf
- Скоркин, К. Ключи к её сердцу [Электронный ресурс] / К. Скоркин. – Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/z/zaslawskaja_e_a/instinctsvobodi.shtml
- Чернова, С. В. Художественный образ: к определению понятия [Электронный ресурс] / С. В. Чернова. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-obraz-k-opredeleniyu-ponyatiya