Многие эстетические принципы модерна и постмодерна в культуре которого мы сейчас живем, развивают идеи художественного авангарда, родившегося в начале прошлого века. Одним из самых глубоких теоретиков русского авангарда, масштаб которого открывается только сейчас, был Казимир Малевич, автор «Черного квадрата». Сто три года назад в апреле было создано объединение художников-авангардистов с названием «0,10», состоявшее из участников одноименной выставки. Это последняя дореволюционная футуристическая выставка картин художников-авангардистов, проходившая в художественном бюро Надежды Добычиной на Марсовом поле в Петрограде с 19 декабря 1915 года по 17 января 1916 года. «Последней футуристической» выставка была названа из-за желания организаторов завершить футуристический период в русской живописи и обозначить переход к супрематизму. «0,10» – это не одно число (одна десятая), а числа ноль и десять, перечисленные через запятую. Ноль означает отсутствие (нулевое количество) предметных форм в супрематизме. Десять означало количество художников, планировавших участвовать в выставке, но, когда участников стало четырнадцать, название не было изменено.
На выставке в красном углу помещения, где у славян всегда висят иконы, Малевич водрузил «Черный квадрат», указанный в каталоге как «Черный четырехугольник» и ставший благодаря выставке известнейшей картиной русской авангардной живописи, которую затем прозвали «иконой русского авангарда».
Хотя Малевич в своем творчестве стремился к открытию универсальных принципов познания, человеческого бытия, творчества и искусства, однако тот факт, что он родился в Киеве, позволяет современным украинским идеологам делать из него украинца и использовать его творчество для националистической пропаганды.
Удивительно насколько легко украинские патриоты обращаются с исторической памятью и культурными артефактам, перекраивая и видоизменяя их в зависимости от колебания генеральной линии правительства (и чуть не написала партии). Раз! И одним движением молотка и зубила харьковский монумент «Вечный огонь» с надписью «В день 40-летия Великого Октября тем, кто отдал жизнь за власть Советов» превращается в монумент с жовто-блакытным флагом и надписью «Героям, которые сложили голову за независимость и свободу Украины». Два! И Московский проспект переименован в проспект Степана Бандеры. Три! И киевский Музей русского искусства становится Киевской картинной галереей. И этот список можно продолжать и продолжать. Впрочем, если у жителей Украины еще есть шанс сказать свое нет манипуляциям и фальсификациям, то у художников, живших в прошлом веке, которых усиленно перекрашивают в патриотические цвета и в срочном порядке украинизируют, таких шансов нет.
В 2017 году в Нью-Йорке была презентована англоязычная версии книги «Казимир Малевич. Киевский период 1928-1930 годы». Завершилась презентация спором российского искусствоведа Александры Шацких с составительницей книги Татьяной Филевской. Последняя в частности заявила: «Они (авангардисты) говорили о том, чтобы их не определяли как художников той или иной национальности, но сегодня их всех представляют как русских авангардистов. То есть, российское искусствоведение выстраивает свой дискурс и пользуется этими художниками, вопреки их позиции, а украинское искусствоведение лишено такой возможности. Второй аргумент – что почти все эти художники рано или поздно определялись со своей национальностью, даже если эта позиция несколько раз менялась в течение жизни. Мы точно знаем из документов, что Малевич неоднократно обращался к самоидентификации себя как украинца».
Хочу заметить, что попытки рассказать граду и миру, что Россия не имеет права на наследство «русского авангарда» начались не сегодня. Презентация книги прошла в 2017-м году, но уже в 2014-м культутролог, автор швейцарского издания Neue Zürcher Zeitung писал: «Легкомысленное причисление Казимира Малевича – а вместе с ним и многих его коллег-художников – к русской или «великорусской» культуре противоречит фактам, как биографическим, так и историческим. Ведь на самом деле «русский» авангард был в значительной степени украинским вызовом – этническими украинцами, помимо Малевича, были художники Владимир Татлин, Василий Кандинский, Антуан Певзнер, Александра Экстер, Владимир Бурлюк, Александр Архипенко, Александр Шевченко, Петр Кончаловский, Александр Богомазов, Соня Делоне (урожденная Штерн) и многие другие. К ним можно добавить некоторых художников из Беларуси, Польши и балтийских государств – Марк Шагал, Эль Лисицкий, Серж Эйзенштейн – которых также причисляют к «русским».
Попробуем разобраться, кем же все-таки считал себя Малевич? И кто в этой истории выдает желаемое за действительное.
Российский популяризатор и исследователь творчества Малевича, художник Михаил Рошняк согласен с тезисом Филевской, о том, что авангардисты не определяли себя как художников той или иной национальности. В русском авангарде 20-х годов было в высшей степени дурным тоном спекулировать на национальном, это было сродни спекуляции своей совестью. Это не значит, что все были космополитами. Просто национальность или вероисповедание были личным пространством каждого. Никто не носился с истериками, «ах я русский, ах я православный» или «ой я поляк, я католик», отмечает Рошняк.
Но в то же время то, что сегодня всех авангардистов представляют именно как русских авангардистов, не подлежит сомнению. «Русский авангард» 20-х годов делали не только в Москве и Санкт-Петербурге, но в Киеве и Харькове, Казани и Перми, Тбилиси и Витебске и других городах Сибири, Поволжья, Украины и Белорусии. «Русский авангард» – общее понятие наднациональное, как «Американский экспрессивный абстракционизм» или «Новые дикие». Если говорить о национальности Малевича, по документам он поляк, и мама его Людвига в быту общавшаяся на польском и с трудом говорившая по-русски, и папа Северин 100% поляк, крестивший своего сына в польском костёле Киева… по документам. Но Казимир Малевич считал себя безусловно «русским художником авангардистом» в том понимании «Русского авангарда 20-х годов», в котором были художники самых разных национальностей, поляки, немцы, русские, евреи, украинцы, мордва да всех не перечислить», – утверждает Рошняк.
Что ж, Украина поступает вполне естественно, для бедной, полу-нищенской страны –«приватизирует» все что можно. Когда-то экс-президент Украины Виктор Ющенко говорил о Репине, Чайковском и Достоевском, как о великих украинцах. Даже Христос – это галичанин, а не какой-то галилеянин!
Безусловно, Казимир Малевич – поляк, родившийся в Киеве, считавший себя украинцем в какой-то степени, любивший украинскую народную (крестьянскую) культуру, особенно ярко проявивший себя в белорусском Витебске, являет собой в первую очередь славянина в котором неразрывно переплелось польское-украинское-белорусское-русское начало, который он всегда хотел преодолеть, выйдя к универсальным горизонтам человеческого творчества. А попытки впихнуть его в новый украинский дискурс, замешанный на национальном и этническом началах, напоминают попытки перекрасить его Черный Квадрат в жовто-блакытный.
Елена Заславская для «Казачьего вестника», 2020