ПОЭМА ПРО НАСТОЯЩЕЕ. О поэме Е. Заславской «Новороссия гроз. Новороссия грёз»

Этой ночью мне не спалось. Сама виновата – не надо было сбивать режим. Накануне приснилось, что я в Донецке, и какая-то странная ситуация, которая может выйти кому-то очень сильно боком. В общем, ничего необычного, если кто понимает. Но речь не о моём сне, не к ночи будет помянут. Впрочем, утро уже близко, чего уж там…

И вот я, стараясь не разбудить близких, брожу по небольшому домику умирающей деревни, где нет ни магазина, ни полиции. Сюда даже автобус больше не ходит, а заброшенные дома выглядят так, как будто по ним прошла война.

Вокруг – рязанская лесостепь, полнолуние. Освещения на улице нет, но светло так, что в общем-то и не надо. И тишина. Кто-то тут, кроме нас, конечно, живёт, но на глаза и днём не попадается, а уже ночью и подавно.

Вдруг вспоминаю, что давно своего часа ждёт книга моего давнего друга, единомышленника и настоящего творческого в самом лучшем смысле слова человека Елены Заславской «Новороссия гроз, Новороссия грёз». Лена давно начала её писать. Мы как-то раз смеялись с ней по этому поводу, мол, каждый уважающий себя деятель культуры, даже самый неприметный, должен перманентно писать роман или скажем, поэму. Вот к тебе подходят и спрашивают – «как дела, чем сейчас занимаешься?» А ты в ответ так запросто – «пишу роман/поэму». И, что самое интересное, это будет правда.

Включаю компьютер, сажусь читать. В глубине дома что-то капает. За стенами звенит тишина.

Несмотря на необычный формат, «Новороссия гроз, Новороссия грёз» совершенно однозначно – поэма. Про войну и любовь. И про настоящее. Эта книга – редкий случай, когда по поэзии уже в недалёком будущем можно будет изучать войну, которая, дай Бог, к тому времени закончится Победой защитников Русского мира.

Дело в том, что наше поколение воспринимает войну как явление в значительной степени через призму всего того, что написали и сняли о Великой Отечественной войне в советское время. Со всей присущей той стилистике дихотомией. Вот мы, вот враг. Вот немного лирики и – снова в бой. И, в общем-то, нельзя сказать, что это неправда. Правда, конечно. Война, это и есть дихотомия «друг-враг», как и политика, продолжением которой другими средствами она является. Просто… как бы так сказать, чтобы не выдать нечто совсем уж банальное…

Жизнь устроена несколько сложнее. И, перефразируя известную песню группы «Крематорий» — во всякой войне, кроме войны, есть ещё много чего.

А в особенности – в гражданской. Тут, конечно, можно поговорить о том, гражданская ли, и кто на самом деле в ней стороны конфликта… Но слишком уж много всего переплелось – в том числе, в судьбах людей. И Лена – не исключение.

Причём, и это – очень важно, книга – не только в некотором смысле документ, написанный языком переживаний и образов, но и качественная, выверенная, продуманная поэзия. Вопреки расхожему мнению, что в поэзии важная эмоция, всё же здесь, как нигде, критичен интеллектуальный подход, ведь, в отличие от прозы, в стихах бросается в глаза каждая оплошность…

Эта поэма про то, как всё бывает в действительности. Не в митинговых речах и пропагандистских – в хорошем и плохом смыслах слова, текстах, а в жизни. Речь не о конкретных событиях, хотя автор и делает оговорку, что все совпадения неслучайны. Речь о том, какие повороты способна сделать судьба – такие, что и нельзя их представить. Речь о запахах, звуках, отблесках Донбасса. Речь о детях Донбасса, а ещё о тех, для кого эта земля стала второй Родиной. Иногда так бывает – живёт себе человек в Москве или Новосибирске, или даже где-то совсем уж в Бразилии, а потом едет туда, где необходимо заступиться за русских.

И внутри него поселяется весь этот мир – степь, шахты, терриконы, вселенский простор, и уже не уходит.

Наталья Макеева,
Рязанская область

04.01.2021,
3.45

Оставьте отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *