Поэт над бездной…смыслов. Часть 1.

Друзья, на нашем Одуване друг и соратник Владимир Карбань открыл новую рубрику  «Опыты пристального чтения», в которой планирует публиковать с комментариями мои стихотворения.

Приглашаю вас к прочтению!

Поэт над бездной… смыслов

Поэтический диптих Елены Заславской «По ту/эту сторону ЧК» несмотря на свой такой джазовый, такой рэповский ритм со-держит в себе важнейшие откровения человеческого духа.

Поэтический герой, некое «я», предстоит бездне, вглядывается в нее, пытаясь понять. Бездна, как предельно пустой, бессодержательный объект наиболее открыт всем и вся-ческим философским и поэтическим интерпретациям. В данном случае, она выступает, как воплощение предельных основ мироустройства, как Трансцендентное. На культурном уровне ее субститутом становится «Черный квадрат» Малевича, такой же пустой и бессодержательный объект. Внутри героя тоже бездна, родственная той, внешней и связанная с ней. Связь осуществляется через цветущий терн. С этим образом в стихотворение входит тема боли, мучения. Весь процесс познания напоминает мучительные судороги. Герой бьется в конвульсивных попытках понять «Кто ты, бездна?», «Как твое имя, бездна?». Наконец, в какой-то решающий момент герой понимает, что выход надо искать на других дорогах – «Нужно выйти за рамки тела, сознания или окна». Появляется образ клина, которым выбивают другой клин (возможно, этот образ навеян извест-ным плакатом соратника Малевича Эля Лисицкого). И здесь происходит решение задачи – нужно «смешать этот космос с маслом и нанести на холст»! То есть познание происходит не через акт голого созерцания, а через акт творчества, постижение — через акт единения, любви! И тогда ты поймешь, что Ты это Оно, что Атман и Брахман едины.

После того, как мы познакомились с содержанием стихотворения, и вам уже не нужно вчитываться в каждое слово, постарайтесь получить от самого процесса чтения максимум удовольствия – напойте его речитативом или рэпом, или станцуйте в конце концов, как призывал Заратустра.

По ту/эту сторону ЧК

По ту сторону ЧК.

Вглядываюсь в черный квадрат окна,
Вижу бездну, в которой не видно дна,
Супрематичные звезды касаются лба,
Я шевелю губами, шепчу слова.

Этот звездный венец, как цветущий тёрн,
Рожденный от боли, рождает боль,
Для меня значит быть — это быть с тобой.
Кто ты, бездна? Имя своё открой.

А цветущий тёрн корнем в сердце недр,
А верхушкой тёрн в центр небесных сфер,
И стоит вопрос, а ответа нет:
Как твое имя, бездна? И клином свет?

Или клином тьма?
Не нахожу ответа, схожу с ума,
Нужно выйти за рамки тела, сознания, или окна,
За рамки квадрата, в котором заключена

Разгадка, ответ на вопрос.
И остается взглянуть в лицо черной бездне, встать во весь рост,
Смешать этот космос с маслом
И нанести на холст.

По эту сторону ЧК.

Вглядываюсь в черный квадрат — айпад,
Сейчас я коснусь его и пойдет игра,
У героя в запасе жизнь, но она одна.
Герой ищет смысл, стоит у окна.

Это только иллюзия, фата-моргана, мираж,
Чистая ложь превращенная в блажь,
19-й век, 20-й, а может наш,
не важно,
Герой готов совершить оммаж,

Но перед этим хочет узнать: кто я?
Вопрос, что сводит его с ума,
Он видит свое отражение в раме окна,
Хочешь увидеть бездну? Тогда загляни в себя.

Каждый из нас играет и создает свой мир,
У героя есть краска и холст,
И зовут его Казимир.
Истина –это просто. Знаешь – изобрази.

 

Оставьте отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *