Все герои реальны, все совпадения не случайны, все права беззащитны — это подзаголовок к поэме луганской поэтессы Елены Заславской «Новороссия гроз. Новороссия грез», ставшей основой для спектакля, премьера которого прошла в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.
Тонкая книжица Заславской попала в руки актрисы БДТ имени Товстоногова Александры Куликовой в тот момент, когда она — автор музыкально-поэтического спектакля «Россия, не бойся, мы с тобой», основанного на текстах донецких поэтов и поэзии блокады, объехав с ним весь Донбасс и пол-России, посчитала было свое творческое высказывание на тему завершенным.
— Но оказалось, тут материал — при всем нашем накопленном осмыслении происходящего — абсолютно новый, дающий свежие чувства и свежий взгляд на многое, — вспоминает Александра. — И еще это поэзия, пропущенная через ум и сердце.
«Новороссия гроз. Новороссия грез» — это всего 80 страниц текста, и строк на каждой странице немного. Автор описывает то, что пережила сама, — круговерть войны, отец в добровольцах, любимый в плену, героиня, пытаясь его вызволить, везет за границу на продажу икону, икону крадут… Из этого сюжета и сплетения нервов и чувств Куликова сделала «Новороссию» — спектакль о любви к жизни вопреки всему.
«13 июня 1905 года явилась Царица Небесная старцу Филиппу и сказала: «И день сей явления моего граду Луганскому помни, что к концу мира наречётся он — Святоград Луганский…». Спектакль открылся чтением жития старца XX века Филиппа под грозные звуки «Сарабанды» Генделя в исполнении Камерной группы Симфонического оркестра Ленинградской области. Подобрать музыку к спектаклю автору инсценировки Александре Куликовой помогала Валерия Путря, ее подруга, скрипачка, дирижер, заслуженный деятель искусств ДНР.
На сцене весь рядом с актрисой, играющей главную героиню, — ее партнер, читающий за всех мужских персонажей. Героем этой поэмы о любви должен был стать мужчина, которому не может не поверить любая женщина. На эту роль Куликова нашла исполнителя — не из числа серийных брутальных кинокрасавчиков. Рок-музыканта. Причем известного. Лидера группы «Чайф» Владимира Шахрина.
Вот он кидается на героиню в образе вражеского солдата под густую музыку Баха — с вопросом: «Зачем вы воюете тут?!». Ему может ответить родной брат, с которым они оказались по разные стороны линии фронта. Шахрин читает тут за них обоих. Вот он лирический герой, в которого влюблена героиня. Вот он ее отец-ополченец 2014 года. Вот он же боец с позывным «Волга». Пять героев у него.
Шахрин решил участвовать в спектакле, поскольку это новый опыт. Не просто играть на гитаре, петь и говорить со сцены — играть характеры и судьбы. Каждому герою требуется своя интонация. Куликова специально прилетала в Екатеринбург — несколько дней по 4-5 часов они с Шахриным «интонировали» героев поэмы. Отрабатывая каждую строчку, каждый акцент.
— Я от своей работы никогда так не уставал! — признается Шахрин и тут же вспоминает, как когда-то трудился строителем-монтажником нулевых циклов. — Разве что когда на стройке пахал.
За полтора часа спектакля он берет гитару только пару раз. Резко ударил по струнам в риффе из песни «Псы с городских окраин» — в момент, когда сюжет свернул к «майдану». И еще — когда героиня прощается с любимым строками стихотворения «Звезда Бетельгейзе» — играет несколько тактов из своей новой песни.
Александра Куликова, прекрасная актриса, завораживает переживаниями своей героини — то в образе медсестры, промокающей губы раненому, то вспоминая о любимом под «разрывающие облака трассеры», то внимая незнакомому голосу по незнакомому номеру: «Десять тысяч евро — и пакет «Ангел-хранитель» вновь активирован: в список на обмен я внесу твоего любимого».
Лихие диалоги героев, живых и символических, пересыпаны фронтовым жаргоном, то чувственные, то цепляющие рифмами, когда «жалят осколки, бьют по глазам, липнут бессмертники прямо к берцам, и не выдерживают тормоза. Главное, выдержало бы сердце». Когда бытие перетерто войной. Тут огонь, там икону украли, любимый убит. Все права беззащитны.
На экране за спинами актеров и музыкантов вообще нет войны — разве что несколько раз мелькнула в контурах привычных нам сегодня в видах траншей с коптера. Пейзаж за окном плацкартного вагона. Звезда сквозь снегопад. Осенние бурые или черно-белые степи. Художник Юрий Купер, прочитав поэму Елены Заславской, предоставившего для спектакля бесплатно свои работы. Они и проецируются на экран под Гайдна и Корелли.
Героиня Куликовой в начале спектакля вся в черном, к концу — вся в белом.
«Любовь не сдается и не умирает — ведь так, пацаны?».
После финальных слов весь полуторатысячный зал филармонии встал на овацию. Здесь среди зрителей был бывший оператор ЗРК Сергей Горюшкин. Здесь и танкист Виктор Ковалев, приехавший в Питер на перепротезирование. Здесь и подорвавшийся на мине «штурмовик» Олег Арсеньев. На спектакль пригласили около трехсот военных, которые сейчас проходят лечение в питерских клиниках.
Продюсеры проекта взяли на себя и переиздание поэмы Елены Заславской достойным тиражом. Пока что она напечатана в количестве 100 экземплярах на средства благотворителей — и выложена на сайте zaslavskaja.com. Спектакль «Новороссия» повезут по стране. Первым после Петербурга его увидит Екатеринбург. Покажут его и в Крыму, и, конечно, в Москве.
Александра Куликова, актриса БДТ, режиссер и исполнительница главной роли:
— Для меня это высокая трагедия, помещенная в рамку вечности. Ничуть не меньше и не проще классической античной трагедии. И все происходящее сейчас вокруг уже вписано в историю — и нашей страны, и целого мира. Так что, конечно, этому сюжету требуется всё по большому счету — потому здесь и такая высокая классическая музыка, и Большой зал филармонии, и полотна знаменитого художника. Это о выборе и предопределенности, о сути жизни и цене смерти.
Владимир Шахрин, лидер группы «Чайф»:
— Почему этот спектакль важен сейчас? Начнем с того, что многие по-прежнему думают и повторяют, будто всё началось лишь с февраля 2022-го. Но для автора поэмы это сюжет автобиографический, увиденный и пережитый с кровью — за жуткими событиями 2014 года, когда «сосед вышел покурить — так его и не стало», — встает вдруг тень пропавшего без вести в 41-м прадеда и расстрелянной прабабки: «Он ей на лбу вырезал звезду, слюна проступала в углах его губ и ярость. А она смотрела в лицо врагу и… смеялась»… Кто-то не верит телевизору — может, поверят этой живой, настоящей поэзии, выдающейся актрисе и прекрасной музыке? Этому «почерневшему подсолнуху с головою понурой, будто шахтёр после забоя», который «стоит совсем один посреди зимы, посреди войны, сгорбленный и сухой. Как последний праведник. Последний часовой».