О своем новом спектакле «Новороссия», поставленном по поэме «Новороссия гроз. Новороссия грез», и предстоящей премьере в Санкт-Петербурге ЛуганскИнформЦентру рассказывает автор произведения — известная луганская поэтесса Елена Заславская.
ЛУГАНСКИЙ ОТКЛИК
Луганская премьера «Новороссии» прошла. А до премьеры в Санкт-Петербурге остались считанные дни. Первые эмоции улеглись, и я еду в Питер — в северную столицу нашей Родины, чтобы встретиться с самой взыскательной и искушенной публикой. Волнуюсь. Но тот отклик, который мы получили от луганчан, придает сил и уверенности!
Спектакль, как и положено всему живому и настоящему, рождался в муках. Наша «Новороссия» — результат работы огромной команды под художественным руководством актрисы (расположенного в Санкт-Петербурге) Большого драматического театра имени Товстоногова Александры Куликовой.
Александра Куликова — автор проекта, режиссер, исполнительница главной роли, по сути — лирическая героиня моей поэмы.
ЧЕЛОВЕК-ЛЕДОКОЛ
Что для меня особенно важно: у Александры очень бережное отношение к поэтическому слову. Все спорные моменты обсуждались и согласовывались. Мы работали и дистанционно, и во время очных встреч. Одна из них состоялась в феврале этого года, когда еще не было известно — получит ли наш проект финансирование. А вторая — летом, когда уже были известны даты премьер. У Саши колоссальная самоотдача, невероятный талант и плюс ко всему — высочайший профессионализм. Но чисто по-человечески меня расположили ее искренность, доброта и вовлеченность во все, что происходит с нами, русскими людьми в этот период слома истории, ее желание говорить со сцены о том, о чем и думать иногда больно и страшно! Куликова — человек-ледокол, эта постановка, в первую очередь, ее заслуга.
ДРУЖЕСКОЕ ПЛЕЧО
А ведь луганская премьера была под угрозой срыва! Владимир Шахрин, фронтмен группы «ЧайФ», участник нашего проекта, из-за обстоятельств, связанных со здоровьем, не смог приехать в Луганск. Команда приняла решение, что премьеру спектакля в Луганске отыграет другой актер. Но найти такого смельчака оказалось задачей не из легких: за месяц до премьеры нужно было вжиться в несколько ролей и не побояться приехать в Луганск. К счастью, актер театра и кино Олег Чернов подставил товарищеское и профессиональное плечо в трудной ситуации.
Увидеть Чернова вы могли во многих российских сериалах и фильмах: «Улицы разбитых фонарей», «Агентство НЛС», «Убойная сила», «Господа офицеры», «Брежнев», «Катерина», «Морские дьяволы», «Ключ Саламандры», «Инспектор Купер».
Особенно знаковой работой в фильмографии актера стал короткометражный фильм «Дежурство» (2018 год) с Захаром Прилепиным в главной роли, в котором Олег сыграл командира ополченцев. А еще с весны 2022 года Олег регулярно ездит в Донбасс с выступлениями и помощью бойцам, поэтому он легко вписался в нашу команду.
А Владимир Шахрин продолжит работу над постановкой. Питерская публика увидит его впервые в качестве драматического чтеца. Также Шахрин исполнит авторские музыкальные фрагменты на электрогитаре, сочиненные специально для спектакля «Новороссия».
ЕДИНАЯ КОМАНДА
Донецкий десант — музыкальный спецназ нашего спектакля: музыкальный руководитель проекта, аранжировщик, дирижер — заслуженный деятель искусств ДНР Валерия Путря и прекрасная вокалистка Юлия Колосовская. За время репетиций они буквально сроднились с камерным оркестром Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского «Серенада».
Наш финансовый тыл и в кризисных ситуациях, а таких было немало — авангард этого безумного предприятия — продюсеры Алексей Подопригора и Дарья Малинина.
За визуальное оформление отвечал художник с мировым именем Юрий Купер.
Не могу не поблагодарить Академию Матусовского, Луганский академический русский драматический театр имени Луспекаева, Луганскую академическую филармонию — площадки, которые оказали нам всяческую поддержку в Луганске.
«СКРЕПНО. ВАТНО. САКРАЛЬНО»
Литературная основа спектакля — моя поэма «Новороссия гроз. Новороссия грез». Прозвучали также стихи участников СВО Дмитрия Филиппова и Арсения Александрова. Поэму я писала шесть лет, начиная с 2014 года. Правда жизни и правда поэзии в ней практически неразделимы. Именно поэтому я пишу в самом начале: «Скрепно. Ватно. Сакрально. Все герои реальны. Все совпадения неслучайны. Все права беззащитны» и завершаю словами: «… и мне сдается: любовь не сдается и не умирает! Ведь так, пацаны?!» Я верю, что это именно так!
ГЕРОИ ПОЭМЫ
Мой отец — доброволец, ополченец первой волны — один из героев поэмы. Позвонил мне спустя несколько дней после премьеры. В нашей семье не принято бурно проявлять чувства, но его волнение и слезы — моя самая лучшая награда. Еще один из героев поэмы — доброволец, воюющий с 2014 по сегодняшний день, поэт и переводчик Александр Александрович Сигида. Он не попал на премьеру, мы встретились за несколько часов до события, и я отвела его на генеральную репетицию. Мне рассказывали, что он назвал постановку самым сильным творческим высказыванием на тему текущей войны! Еще один герой поэмы Док — офицер медслужбы Владимир Лычаныц — до премьеры не дожил.
ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА
Благодаря коллективу луганского филиала фонда «Защитники Отечества» премьеру «Новороссии» увидели порядка 200 ветеранов боевых действий и членов их семей. Их слова благодарности после спектакля — живое свидетельство того, что мы делаем важное дело. А ведь в наш адрес звучали обвинения: «Вы хотите нажиться на наших страданиях!». Но для каждого участника нашего проекта Новороссия — не политический проект и возможность хайпануть на горячей теме, а земля жертвы и подвига, образ, за которым стоят конкретные люди, судьбы, события. Это не мертвая история, а история, творимая здесь и сейчас нашими общими усилиями! Пожалуй, именно это так злит уезжантов-убежантов, эксов всех мастей, которые уже поливают грязью Александру Куликову сидя в израильских норах.
«СОЛЕДАР. СВЕРХНОВАЯ»
А я еще раз хочу поблагодарить луганскую публику за горячий прием! Холодным ноябрем 2015 года во время активной работы над поэмой я даже и представить себе не могла, как отзовется мое слово в сердцах людей.
Друг меня троллит, чтобы не возгордилась: «боюсь обжечься вашей гениальностью!» А я уже горю новой поэмой — «Соледар. Сверхновая».
И напоминаю, что 20 ноября в 20:00. в большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича состоится петербургская премьера спектакля «Новороссия». Зритель впервые увидит в качестве драматического чтеца лидера рок-группы «Чайф» Владимира Шахрина. Музыка прозвучит в исполнении камерного состава симфонического оркестра Ленинградской области.
СПОНСОРЫ
Проект «Новороссия» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, благотворительного фонда «Сильнее себя», АНО «Арт-содружество „Музыка и слово“» и организатора интеллектуальных событий «INRU».
ОТЗЫВЫ. ФИЛОСОФ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК НИНА ИЩЕНКО
Поэма опубликована малым тиражом в Луганске за счет средств автора. Презентация состоялась 11 мая 2020 года в Луганской республиканской универсальной научной библиотеке имени Максима Горького. В 2022 году в Санкт-Петербурге я встречалась с Александрой Куликовой и подарила ей лучшее, что у меня было — маленькую книжечку Елены Заславской. Через два года, благодаря энергии, вовлеченности и таланту всей команды проекта «Новороссия», появилась театральная постановка, поднявшая события десятилетней давности на рубеже империи до уровня мистериального действа. Огромную роль в этом сыграла музыка, подобранная Валерией Путрей из золотого фонда мировой классики. Музыка позволила вписать события в самый широкий контекст, почувствовать то, о чем на самом деле пишут Гендель, Бах, Корелли, Вивальди, Пахельбель и Григ, в живой жизни. Медиаполотна Юрия Купера воплотили настроение поэмы в живописи.
Равнодушных в зале не было. Зрители аплодировали стоя. Для меня лично премьера стала огромным переживанием, потому что впервые в жизни я увидела воплощенное чудо — весь путь произведения к зрителю, от первых строк до драматического действия на сцене.
ОТЗЫВЫ. ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК ПОЛИНА ЛОМАКИНА
Погас свет, раздались первые звуки музыки, первые строки, и я стала плакать. И проплакала все полтора часа, и даже не сдерживалась. Сидела, размазывала слезы по щекам и не стесняясь хлюпала носом. Неожиданно личная история Елены Заславской оказалась моей, вот в чем дело. И я уверена, что эту историю присвоил себе каждый сидевший в зале.
Здесь было все: ужас, страх, отчаяние, боль, надежда, безнадежность — все, что стало нашими обычными эмоциями десять лет назад. И над всем этим был Луганск, который выстоял. Была любовь. И была несомненная победа жизни над смертью. Мне кажется, нечто подобное испытывали первые слушатели Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде. Ведь, наверное, тогда, в том моменте, можно было только предполагать, что это произведение станет таким знаковым.
ОТЗЫВЫ. ЖУРНАЛИСТ ЕЛЕНА МОСКАЛЕНКО
Елене Заславской на премьере ее литературно-музыкального спектакля «Новороссия» рукоплескал зал. Вчера мне подумалось, что, наверное, так принимали седьмую симфонию Шостаковича в блокадном Ленинграде. И поверьте, это вполне уместны параллели. Ведь с 1941 года понятие «блокада» всплыло только в 2014 году в Луганске! Блокада не только губит. Она будит дремлющие силы народа. Ленинградская заставила по-новому взглянуть на Ольгу Берггольц и Анну Ахматову, Луганская — на Елену Заславскую.
Смотрю на нее: такая хрупкая, а какая силища в ее творчестве! Такая необыкновенная в своем поэтическом самовыражении и такая трепетная.
Она входит в современную литературу, может быть, и неожиданно, но навсегда. И мы видим рождение современного классика русской литературы. И аплодируем Елене Заславской. Нашей современнице. луганчанке, поднимающей на своих хрупких плечах силу и славу Луганщины.